Один из основателей театра «Колесо»
Виктор Васильевич Дмитриев родился 13 ноября 1941 года в Новой деревне Барышского района Ульяновской области. В 1967 году окончил театральную студию при Куйбышевском академическом театре драмы имени Горького, в 1988 году – Ярославское театральное училище.
В 1966-1974 годах – актёр Ульяновского театра драмы.
В 1974-1988 года – актёр Ярославского академического театра драмы имени Фёдора Волкова.
С 1988 года – в Тольяттинском театре «Колесо», один из основателей театра. Сыграл более 50 ролей.
Знаковые роли в театре «Колесо»:
Н.В. Гоголь «Женитьба» – Жевакин
Н.В. Гоголь «Опера сумасшедших» (по комедии «Ревизор») – Земляника
А.Н. Островский «Лес» – Несчастливцев
А.П. Чехов «Чайка» – Шамраев
Пьер Мариво «Игра любви и случая» – Оргон
Иржи Губач «Жозефина и Наполеон» – Наполеон
Уильям Шекспир «Сон в летнюю ночь» – Эгей
Владимир Гуркин «Любовь и голуби» – дядя Митя
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ
В 1993 году награждён почётным званием «Заслуженный артист России».
В 2006 году награждён почётным званием «Народный артист России».
В 2009 году за творческие заслуги и многолетнее преданное служение театру «Колесо» награждён учреждённой художественным советом в память об основателе театра Глебе Дроздове премией «Признание таланта».
В 2010 году – лауреат губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Кушака в спектакле по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота».
В 2019 году композитор и руководитель музыкальной частью театра «Колесо» Алексей Пономарёв написал, издал и презентовал книгу о народном артисте России Викторе Дмитриеве «Роль длиною в жизнь».
В.В. Дмитриев:
Моего учителя по театральной студии, народного артиста СССР Петра Львовича Монастырского я уважал и боялся. Даже много лет спустя, когда он ставил у нас в театре «Колесо» спектакль «Зыковы», я, уже будучи народным артистом России, вздрагивал, когда он звал меня через весь зал: «Ви-и-итя-я!». Тогда я говорил своим друзьям: «Вот, по всей стране от него бегал, а он меня здесь подкараулил!» В юности, когда шло распределение по окончании театральной студии, меня хотели оставить в куйбышевском театре, но я, крепко подумав, отказался, не хотел быть Витенькой на побегушках…
В жизни не видел я такого изумительного театра, как тот, который создал Глеб Дроздов в Тольятти! В Ярославле, в театре имени Федора Волкова труппа была очень большая и сильная. Дроздов там выбрал пятнадцать-шестнадцать актеров, с которыми работал постоянно. Были люди, которые забыли, где находится сцена, потому что не выходили на нее годами. Глеб Борисович вел там себя жестко, стал чистить коллектив, чем тут же нажил себе врагов.
В один из вечеров Глеб сказал «своим» артистам: «Я предлагаю открыть альтернативный театр в Ярославле. Здесь, в Волковском театре, становится душно». Сказано – сделано. В Дроздове чудесным образом сочетались таланты творца и менеджера. Вскоре, при поддержке города и нефтеперерабатывающего завода в Ярославле открылся театр «Студия-87». Мы играли «Звёзды на утреннем небе» Галина, «Спортивные сцены 1981 года» Радзинского. Постановки по тем временам были настолько необычные и зрелищные, что полные залы были у нас всегда. Приехал из министерства культуры РСФСР Михаил Ульянов, который тогда курировал театральное дело, и озвучил Глебу Борисовичу предложение открыть в Тольятти первый профессиональный драматический театр. Дроздов вызвал всех нас к себе в кабинет и предложил голосовать. Я ответил честно: «Я против, Глеб Борисович. Здесь всё-таки старинный город, друзья, театр, а там…» – «Виктор Васильевич, всего на полтора-два года! Поднимем театр, выучу вам смену, и вернётесь. Не навсегда же!..»
Мы с Людмилой Брытковой были против отъезда из Ярославля, но магнетизм личности Дроздова и новое, интересное дело заставили меня голосовать «за». Моя любимая супруга, Галина Владимировна, сомневалась, ругалась, сердилась, но поехала со мной, как настоящая жена декабриста. Ворчала, конечно. Но самое главное: мы и сейчас вместе, любим друг друга. Если бы тогда, в Ярославле, мы знали, что в Тольятти потеряем сына! Но от судьбы, видно, не уйдёшь. Я нашёл своего режиссёра и пошёл за ним до конца…»
Пресса:
Роль длиною в жизнь. Вспоминая Виктора Дмитриева // Страстной бульвар, 10. – М., 2020, №8. – С. 154-157. http://www.strast10.ru/node/5338
Любимый тольяттинцами актёр Виктор Дмитриев показал спектакль о себе самом // TLTgorod.ru 14.11.2019 https://news.myseldon.com/ru/news/index/219040455
Коробков С. Баллада о борьбе // Страстной бульвар, 10. – М., 2018, №7. – С. 26-30.
Иванов В. Трагический комик // Страстной бульвар, 10. – М., 2017, №5. – С. http://www.strast10.ru/node/4122
Пономарёв А. К юбилею народного артиста России Виктора Дмитриева. Хорошо бы нам летать… // Стихи.Ру 08.12.2016 https://stihi.ru/2016/12/14/1269
Народный артист России Виктор Дмитриев отметил свой юбилей премьерой в театре «Колесо» // TLTgorod.ru 15.11.2011 https://www.tltgorod.ru/news/theme-35/news-17264/
Журчева О. Лев Толстой и идеологическое клише // Волжская коммуна. – Самара, 1992, №20. – С. 3.
Государственный театр «Колесо». Два года работы. – Тольятти. – Издательство «Современник», 1990. – С. 17, 19, 22, 32, 50, 53.
Уланов А. Актёра гибкая душа // Волжский автостроитель. – Тольятти, 01.04.1989.