В Красноярске открыл гастрольную неделю тольяттинский драматический театр «Колесо».
Ближайшую неделю ваша покорная слуга устроит вам погружение в спектакли театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова, гастроли которого проходят в Красноярске в рамках всероссийского проекта «Большие гастроли». К слову, красноярский театр Пушкина сейчас показывает свои лучшие постановки именно в Тольятти. Культурный обмен, так сказать.
Открыл гастрольную неделю спектакль по мотивам гоголевских «Мертвых душ» (12+) от «одного из лучших учеников основателя нашего театра Г.Б. Дроздова, артиста и режиссера Игоря Касилова». В театре нам пообещали, что зрителю будет, чему удивиться.
Признаться, право, я удивилась настолько, что… сейчас расскажу.
Если вы хотели привести на спектакль своего ребенка-школьника, чтобы потом с чистой совестью не читать Гоголя по программе, то смею вас разочаровать – «все смешалось: кони, люди…». Точнее, Николая Васильевича лихо смешали с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.
Как бы вы отреагировали, если б вдруг на сцене бодро отплясывали черти, а потом грациозно выплыл некто, странно напоминающий Мессира, то есть, Воланда? Угу, перепроверили бы билеты, где черным по белому написано «Мертвые души». Дважды.
А тем временем Чичиков получает в подарок вожделенные души от Манилова (который напоминает смесь каркающего попугая и певца Шуры), Собакевича (подтверждающего свою говорящую фамилию – почесывающийся, рычаще-гавкающий, чисто Бобик), Плюшкина (по поведению подтверждающего образ свиньи), Ноздрева (хоть тут без животного обошлось) и Коробочки. Интересно, что даже маршрут был иной, не как в «каноне» романа. А Настасья Петровна еще и в образе оперной дивы представлена… При этом по повадкам и внешнему описанию нещадно напоминает Геллу. А Плюшкина Чичиков вообще застрелил, не погнушался…
И, под конец, когда благополучно все души были собраны, на сцене обосновывается Исполнитель-Воланд-Рассказчик, который непосредственно с труппой чертей и Коробочкой-Геллой обсуждают, что главный герой, собственно, и есть черт, который живет бессмертную человеческую жизнь.
Лихо, да? Так это ж еще не все – Воланд решил вернуть «блудного сына» домой, то есть «вниз». Приходит, выкупает за тридцать тысяч (не напомнило тридцать сребренников?) все души, но условится, что должна быть в списке еще одна душа. Жадный герой тут же соглашается.
И! Дальше идет вольный пересказ реплики Воланда (слово в слово не воспроизведу):
«Возвращайся домой, котяра. Добро пожаловать на бал, Кот Бегемот!»
И с криками и улюлюканьем спектакль завершается.
Первая мысль после закрытия театрального занавеса: «Интересно, кто изображал в гробу пропеллер лучше – Гоголь или Булгаков?».
Поверьте, я не ханжа, просто здесь двоякое отношение: с одной стороны, за что ж так с классикой, а с другой стороны, очень интересный получился коктейль, при условии, что сам Булгаков очень любил и вдохновлялся творчеством Гоголя.
В целом да, если у Касилова была цель удивить и ошарашить – все выполнено на 100%.
Хочу отметить также великолепную хореографию и потрясающий голос Воланда, которого исполнил Андрей Чураев. Шикарно отыграл попугая-психопата-Манилова Михаил Спутай. Да и вообще, вся труппа работала, так сказать, «на все деньги».
Хотела бы я посмотреть спектакль снова? Скорее да, чем нет. И это уже хорошо.
Красноярская публика, кстати, держала артистов на овациях достаточно долго, раза четыре ребята выходили на поклон. Так что можно сказать, что открытие удалось!
Завтра тольяттинцы покажут комедию «Шикарная свадьба» (16+). Предвкушаю. О итогах напишу, не переключайтесь!
Автор: ЕЛЕНА ЛЕЙМАН