На днях в «Колесе» тремя показами спектакля «Сирена и Виктория» завершился очередной театральный сезон. Спектакль, очевидно, ждет еще долгая, причем уже вторая жизнь — впервые он был поставлен в Тольятти еще Глебом Дроздовым 24 года назад. Актерский состав сегодня, понятное дело, иной, однако актуальность поднимаемой на сцене главной темы значительно выросла с 1998 года.
Признаюсь честно, профессиональным театральным критиком я не являюсь — без энциклопедии не отличу антрепризу от ангажемента. Поэтому давайте обойдемся без узкоспециализированных моментов. Скажу просто — спектакль очень понравился. Потому что, безусловно, очень жизненный. Не потому, что учит жизни конкретно меня или может научить ей кого-нибудь из вас. Дело не в этом. История, разворачивающаяся на сцене, хоть и в рамках комедии положений, совершенно узнаваема и очень реалистична. Есть мужчина, который боится женщин. Есть женщина, которая боится мужчин. Есть взрослая подруга, которая учит жизни. Смогут ли они разорвать печальную схему, согласно которой хорошие девочки якобы влюбляются исключительно в плохих мальчиков?
Впервые я смотрел «Сирену и Викторию» в другую эпоху как личной, так и общественной жизни — где-то двадцать лет и полжизни тому назад. Тогда серьезный собственный опыт длительных взаимоотношений с женщинами у меня отсутствовал, однако спектакль и тогда вызвал однозначную мысль: «Если что, будь нормальным мужчиной, а не жуй сопли!» В 2022 году можно было уже, будучи состоявшимся отцом семейства, несколько самодовольно думать: «А я-то все сразу правильно делал, в отличие от главного героя!» Ну и что, что женат уже второй раз — это гораздо лучше, чем ни разу.
Давайте, однако, перейдем от моих личных ощущений к спектаклю. Несмотря на обилие алкоголя и пьяных бесед, играющих роль в развитии сюжета, характерной для многих современных кинокомедий банальности в духе «мы напились и будем творить всякую дичь» совершенно нет. Алкоголь добавляет не оправдания нелепостям, а именно реалистичности. Присматриваясь к характерам двух из трех персонажей спектакля, пытающихся нащупать любовную линию, прекрасно понимаешь: у таких людей на трезвую голову, увы, никак не получится банально «зацепиться языками» и договориться о свидании. Жанр спектакля — лирическая комедия. Тем не менее, по ходу действа нельзя не начать переживать за деградацию современного человечества.
Самый эффектный образ на сцене, конечно же, женский. Но самый грустный и даже отчасти трагичный — мужской. Нам показывают персонажа, который ведет себя как классический «сорокалетний девственник» XXI века. По ходу дела, конечно, выясняется, что у него когда-то даже были жена, дочь и теща. Но все его бросили, всё у него отняли. Теперь он, во-первых, страдает. Во-вторых, боится женщин. Но судьба все-таки подкидывает ему шанс: бесчисленное количество семей началось со случайной встречи на случайной пьянке, и почему бы подобной истории не начаться на сцене?
Потому что главный герой делает все, чтобы ничего не получилось. Как в ходе спектакля между мужчиной и женщиной проскакивает искра, этот характерный «ботаник» в очках начинает бесить. Казалось бы: понравились друг другу, выпили, поболтали. Поняли, что оба в данный момент времени не заняты. Давайте еще по одной, а на завтра пригласи ее выпить кофе. Но нет же: все идет к тому, что уже почти престарелый, но все еще застенчивый юноша сбежит, протрезвеет и сам поутру испугается того, что вчера ощутил какую-то искру.
Или все-таки, извернувшись, сюжет приведет нас к счастливому концу со слезами умиления на глазах? Смотрите в «Колесе», как только начнется очередной театральный сезон.