В тольяттинском театре «Колесо» идут репетиции спектакля, посвящённого личности и судьбе Василия Татищева. Фрагмент будущей постановки театр покажет в День города 5 июня на нескольких площадках Тольятти.
Пьесу «Сказание о звере мамонте» написал самарский драматург Александр Игнашов, с недавних пор – заведующий литературной частью театра «Колесо». Режиссёром спектакля, премьера которого состоится уже в новом театральном сезоне, выступает Вадим Романов – ученик Глеба Дроздова, именитый российский актёр, заслуженный артист РФ, режиссёр более 70 спектаклей в разных театрах России. В настоящее время – главный режиссёр Лодейнопольского областного драматического театра «Апрель», приехавший в Тольятти по приглашению художественного руководителя «Колеса» Натальи Дроздовой.
Специально для «Тольяттинского университета» Вадим Романов рассказал, почему решил поставить пьесу о Василии Татищеве, как ему работается с тольяттинскими актёрами и насколько сегодняшнее «Колесо» отражает дух театра Глеба Дроздова. «Есть talk!» публикует интервью с разрешения редакции «Тольяттинского университета».
Вадим Романов
В 1983 году окончил Воронежский государственный институт искусств по специальности «актёр драматического театра и кино» (курс народного артиста России Г. Б. Дроздова). В 1997 году – ГИТИС, Высшие курсы деятелей сценического искусства по специальности «режиссёр-постановщик».
В 1983–1984 годах – актёр Челябинского академического театра драмы имени С. М. Цвиллинга.
В 1984–2000 годах – актёр Ярославского российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова, где был одним из ведущих актёров и сыграл более 40 ролей.
В 2000–2009 годах – актёр Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр).
В государственных театрах и в антрепризе сыграл около 100 ролей. Номинант Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» за роли в спектаклях Александринского театра «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Живой труп» Л. Н. Толстого.
С 2000 года активно работает как актёр кино и телевидения: снялся более чем в 130 телесериалах и фильмах.
С 1988 года занимается театральной режиссурой. Режиссёр более 70 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, Краснодара, Великого Новгорода, Иваново, Владимира, Петрозаводска, Набережных Челнов, а также в театрах Германии и Израиля.
С 2017 года – главный режиссёр государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Лодейнопольский драматический театр „Апрель“».
Заслуженный артист Российской Федерации.
Мистика и ещё раз мистика
– Вадим Валериевич, как вышло, что режиссёр из Лодейнопольского драматического театра оказался в Тольятти и взялся за постановку спектакля об основателе Ставрополя?
– История работы над спектаклем окутана определённым количеством мистики. В Лодейном поле была вошедшая в историю отечественного флота Олонецкая верфь. Её основатель – Василий Татищев. Мы в театре даже хотели писать пьесу на эту тему, но не сложилось. Однако задумка осталась. А если ты что-то крепко задумал, оно обязательно случится. И вдруг мне звонит Наталья Степановна (Дроздова. – Прим. авт.) и предлагает поставить спектакль о Татищеве. В этом я чувствую волю судьбы: меня приглашают в театр, созданный моим учителем, народным артистом Глебом Дроздовым. В 1983 году я под его руководством окончил Воронежский государственный институт искусств. Затем работал актёром в Ярославском академическом театре драмы имени Фёдора Волкова, который тогда возглавлял Глеб Борисович. Так что для меня эта постановка – во многом ещё и дань памяти моему учителю.
Я прочитал пьесу Александра Игнашова и был в восторге. «Если доверите, я буду это ставить», – ответил я на приглашение Натальи Степановны.
– Чем вас привлекла пьеса?
– Я очень люблю историю и к исторической достоверности в художественных произведениях отношусь очень серьёзно. Возможно, поэтому мне так дорога роль царевича Алексея в спектакле «Детоубийцы», которую я сыграл в 1997 году в Ярославском театре драмы и за которую на фестивале «Голоса истории» получил премию «За лучшую мужскую роль». Пьеса «Сказание о звере мамонте» произвела на меня впечатление своей метафоричностью, документализмом, сюжетом, характерами героев, актуальными в наши дни темами. Она соткана из собранных в некий калейдоскоп небольших и неслучайных фрагментов. Она исторически выверена. Есть там единственная вольность: любовь между Татищевым и калмыцкой царевной Церен-янжи, которой на самом деле не было. Но это очень красивая вольность.
«В одной из своих научных работ В. Я. Пропп (советский учёный-фольклорист. – Прим. ред.) отметил в славянской мифологии реку Смородину как символический рубеж между миром живых и миром мёртвых. Как перейти с одного берега на другой над рекой Смородиной по Калиновому мосту? Согласно славянским легендам, изначально между мирами живых и мёртвых не было границы. Бродя по земле, мертвецы уводили с собой в мир мёртвых тех, кому пришло время умирать, а бывало, прихватывали и тех, кому умирать ещё рано.
В нашем спектакле Калинов мост образно соединит мир живых с миром мёртвых, мир добра с миром зла. Он же станет помостом, ведущим к вершине власти. И он же расколется надвое, обнажив своё нутро, в котором скрыт тюремный каземат. В центре этого моста, в его самом зыбком месте человек принимает решение о своём будущем. Этот момент истины переживут практически все герои спектакля».
Из режиссёрской экспликации спектакля по пьесе «Сказание о звере мамонте»