В «Колесе» очередная занимательная премьера. «Театр Медеи» по пьесе Клима (Владимира Клименко), камерный спектакль с двумя актрисами, впервые представили публике 11 и 12 марта.
Клим, сообщает официальный пресс-релиз, «российский режиссер, философ и авангардист; драматург, педагог — лауреат премии ЮНЕСКО, «Золотая маска» и автор более 30 пьес, многие из которых были поставлены как в России, так и за рубежом. Считается новатором, провокатором и создателем своего направления в театральном искусстве.
«Театр Медеи» – это спектакль-исповедь. Это история о преданности театру и ненависти к нему, о сновидениях, о предчувствиях, о любви и предательстве, о сыгранных и несыгранных ролях, о переплетении божественных страстей античного театра и событий реальной жизни. Как преодолеть страх и войти в пространство сцены? Где найти силы, смелость, энергию, чтобы погрузиться в образ бессмертной богини и доиграть трагическую историю знаменитого мифа до конца? Именно эти темы исследует Клим в своей пьесе…»
Малая сцена, отсутствие декораций, полтора часа действия без антракта — и очень напряженное, не отпускающее действо.
Будучи крайне далеким от профессиональной театральной критики, я, пожалуй, могу оперировать лишь сравнительными, более понятными мне категориями кинематографа. Так вот, если «большие» спектакли «Колеса», вроде недавно поставленных «Шикарной свадьбы» или «Мертвых душ», сравнимы с обычными кинофильмами, то «Театр Медеи» — арт-хаус. Это не лучше и не хуже, чем «просто фильм» или «просто спектакль», это свой жанр.
На сцене переплелись две сюжетные линии — актрисы вполне обычного театра и Медеи, той самой женщины божественного происхождения, которая в древнегреческой мифологии начала с помощи Ясону в краже золотого руна, а в итоге дошла до детоубийства через братоубийство. При этом, как эмоционально и при этом достаточно философски (хотя и не прямым текстом) рассуждают на сцене, дело, к сожалению, не в том, что мужики козлы. Просто такова жизнь.
Можно, конечно, и совсем «забить» на какие-то там мифы — есть молодые и не очень люди, любящие оценивать увиденное в стиле «ничего толком не понятно, но прям круто!» Но лучше все-таки так не делать.
Вообще, заблаговременно перечитать миф об аргонавтах (Ясон, Медея, Колхида, золотое руно и так далее) было бы полезно. Причем, конечно же, нужна именно взрослая версия, а не адаптация для детей. Тем не менее, спектаклем можно насладиться, даже не имея никакого предварительного представления об этой древнегреческой истории. А если прильнуть к первоисточнику не до спектакля, а сразу после — будет не менее мощно.
Что такое театр, а что такое жизнь? От любви до ненависти и в самом деле один шаг, или такой скачок — следствие отсутствия той самой любви изначально? Вопросов много, за ответами остается обращаться лишь к собственному видению мира.