Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградсkая, 31
Приемная:
+7 8482 555 205
Время работы:
с 10:00 до 18:00
Кассы театра:
+7 8482 551 255
Время работы:
с 10:00 до 20:00
Театр "Колесо" поставил на своей сцене спектакль "Васса" по пьесе Горького "Васса Железнова".
Дата публикации: 01.11.2020

Театр «Колесо» поставил спектакль «Васса» по пьесе Горького «Васса Железнова». Этот спектакль долго ждали — сам театр и зрители, поскольку премьера должна была состояться еще в прошлом сезоне. И вот дождались. Мы представим два взгляда на один спектакль.


***


Когда театр заявляет спектакль по пьесе одного из классиков, волей-неволей ждешь оригинальную интерпретацию известной истории. Как минимум - режиссерское «объяснение», почему нам предлагают посмотреть ее именно сегодня.


В советское время «Васса Железнова» была в репертуаре многих академических театров. Это и понятно. Особенно если учесть, что театры в основном ставили второй вариант пьесы, в котором Горький «обострил тему классовой борьбы». В постсоветское время «Васса Железнова» появлялась на сцене театров уже гораздо реже. Причем, режиссеры предпочитали первый вариант текста, где была борьба за наследство, но без особой классовой подоплеки. Интересно, что приглашенный режиссер Михаил Мокеев выбрал для постановки вариант второй.


Для тех, кто не читал или не помнит. Пьеса «Васса Железнова» названа по имени главной героини — богатой судовладелицы, которая держит контроль не только над бизнесом, но и над собственной семьей. Чтобы сохранить свой мир в целости, Васса не гнушается никакими средствами и даже (по намекам Горького) идет на преступления.


Горький написал, как оказалось, сквозьвременную пьесу, в которой обнаруживается вполне современная «повестка дня» — тема сильной женщины и слабых мужчин, домашнего насилия, признаки распада семьи в частном и глобальном смысле. И да, социально-политическая повестка, которая в некоторой мере экстраполируется в сегодняшний день.


Однако увидеть в «колесовской» версии «Вассы» современную историю мне не удалось. Одно дело — заявить актуальность в афише и совсем другое — убедить в ней со сцены. Более того, уже имеющиеся в пьесе смыслы захлебнулись в причудливой форме спектакля. Видимо, именно она должна была «осовременить» горьковский текст. Вышло нарочито, местами непонятно, но вряд ли от этого более актуально.


Спектакль открывается эпизодом из «Ромео и Джульетты». Зачем-то. Это «зачем-то» потом будет еще не раз. Дочь Людочка, словно тень, двигающаяся за спиной Вассы. Внезапное переодевание Вассы в ярко красное платье (невольно вспоминается похожее красное платье Ольги Самарцевой в образе Советской власти из спектакля «Как закалялась сталь»). Позывные советского радио. Пляски вкруг. «Кто из вас выдаст меня? Остыть не успеет косой. Ой, ой! Иуда» (привет рэперу Хаски). Нет, так-то я могу придумать любое объяснение, как та умная жена из анекдота. Например, что красное платье Вассы перекликается с красной одеждой старшей дочери Наты, которая сейчас восстает против воли матери так же, как Васса когда-то против воли своих родителей. А позывные советского радио, так же как одновременное присутствие на сцене старинного телефонного аппарата и мобильника говорят о том, что «Васса» — история вне времени. Правда, в какой-то момент начинает казаться, что во многих этих причудливых наслоениях нет особого смысла. Так что финальные передвижения актеров по сцене с постукиванием молоточками воспринимаешь уже безмятежно — пускай.


Одновременно не покидает ощущение, что на сцене играются две разных «Вассы». Одна — как бы авангардная, с режиссерскими загадками, "ужимками и прыжками". Другая — вполне классическая — в исполнении Ольги Самарцевой, играющей Вассу. Первый вариант горьковской пьесы имел подзаголовок «Мать». Ольга Самарцева и играет мать. Да, деспотичную, но со своей правдой и представлениями о том, как должно. Ее Васса, скорее, из горьковского времени, чем из наших дней. Не современная «бизнесвумен», но властная женщина, защищающая свой мир. Наверняка, так вышло случайно, но и сама Ольга Самарцева в своей Вассе словно бы тоже защищает привычную ей театральную традицию.


***


Среди многочисленных комедий и мелодрам, заполонивших репертуар «Колеса», драмы – большая редкость. Так что театр можно поздравить с премьерой «Вассы» уже потому, что это попытка поговорить на серьезные темы.


Для меня в театре самым важным является актуальность. Искусство существует не только для развлечения, но и для изменения социума. А общество пассивно. Как и обитатели дома Вассы Железновой, оно в массе своей предпочитает конформизм и приспособленчество.


«Живете вы автоматически, в плену хозяйств, подчиняясь силе вещей, не вами созданных. Живете, презирая, ненавидя друг друга и не ставя перед собой вопроса – зачем живете, кому вы нужны?»


Эти слова произносит невестка Вассы – революционерка Рашель. Формально разговаривая с Вассой, актриса Юлия Киреева идет в это время по зрительному залу, фактически адресуя свою речь публике. Модно-избитый прием в данном случае в точку, и даже жаль, что этот момент длится меньше, чем мог бы.


Вассу и Рашель объединяет сильная воля и целеустремлённость. Словом, борьба и единство противоположностей, дуализм элиты и контрэлиты. К моему величайшему сожалению, война идеологий сегодня практически отсутствует. В наше время это, скорее, конфликт консерватизма и либерализма, а эти понятия не несут четкой политической доктрины. Но даже при этом все мои симпатии на стороне Рашель.


Она модная, красивая, смелая. Она воплощение будущего, в отличие от деспотичной Вассы с её жалкими попытками контролировать свой тесный мирок. Являясь жертвой тирании мужа, она нашла выход лишь в том, чтобы самой стать тираном. Рашель же бросает вызов всей системе, противопоставляя ей себя. Она не лучше, но амбициознее. Только такие и творят историю, а железновы просто делают бизнес.


Революция неизбежна, и она сметёт всё на своём пути – любой бизнес, любой дом, любое государство. Её можно задержать, но нельзя остановить, как не остановить приход весны. Васса этого не понимает, и потому её смерть символична. Всё её богатство будет разграблено ближайшим окружением, а имя канет в небытие. Суета сует и томление духа. Все другие персонажи лишь фон для этой борьбы, они и есть символ обывателя, который безучастно наблюдает за битвой и, как гиена, надеется при возможности оторвать свой кусок.


Говорят, Горький в юности любил Ницше. «Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос». Хватит играть в революцию, пора ею быть! Рашель, ты прелесть, ты революция!