размер шрифта:
a
a
a
Изображения:
Скрыть
Цветовая схема:
a
a
a
Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградсkая, 31
Приемная:
+7 8482 555 205
Время работы:
с 9:00 до 18:00
Кассы театра:
+7 8482 551 255
Время работы:
с 9:30 до 19:30
В камерном зале театра «Колесо» состоялась премьера.

Режиссер Павел Пронин стал первым постановщиком одной из всего двух пьес современного прозаика Евгения Водолазкина «Пародист».


Водолазкин известен участникам акции «Тотальный диктант-2015» как автор текста «Волшебный фонарь». Вполне зрелый писатель, на днях отмечающий свой 55-летний юбилей, он пишет романы, два из которых, «Лавр» и «Авиатор», взяли по несколько литературных премий в период с 2010 по 2018 годы.


Пятилетний юбилей отметит и издание единственного пока сборника пьес, действие которых происходит в одном городе, только в «Музее» оно разворачивается в Ленинграде 30-х годов, а в «Пародисте» – в современном Петербурге.


Это детектив, немного напоминающий шедевры Агаты Кристи. События происходят в загородном доме знаменитого артиста, окружающую его атмосферу художник Ольга Галицкая создает несколькими штрихами: тускловатые фонари, искусственные елочки и натуральный снег, который приносят на себе актеры.


Действие разворачивается в день трехлетия гибели Пародиста, когда к вдове и ее новому мужу приходит тщательно замаскированная парочка. Роль забавно заикающегося и картавящего детектива Бубенцова исполняет Андрей Амшинский. Его персонажу предстоит поменять несколько ипостасей – от расследователя-обличителя до шантажиста и жертвы. И круг замыкается…


– Каждый – кузнец своего счастья.


– Какое-то время, может, и кузнец… А потом его – по голове тюк… Какой-нибудь другой кузнец…


Спектакль начинается с такого не слишком глубокомысленного диалога. Его ведут два персонажа, второстепенные в реалистическом аспекте пьесы, и первостепенные – в метафизическом. В первом это – инспектор ДПС (актер Глеб Баканов) и спортсмен (Петр Касатьев), во втором – это ангелы.


Интересно, почему режиссер, вопреки указаниям автора, в прологе одел обоих в белые одежды? Ведь в финале становится совершенно очевидно: один несет герою смерть, другой – отвергаемое, но спасение.


Герой Амшинского вовсе не является положительным. Более того, в пьесе вообще нет положительных героев, включая светлого ангела: инспектор ДПС стеснительно, но настойчиво выпрашивает взятку, рассказывая о своей тяжелой доле:


– Целый день стою на перекрестке. Знаете, какая там экология?!


Вдова артиста (Елизавета Фарапонова), ее новый муж – его бывший друг (Олег Погорелец), новая почти жена – бывшая массажистка (Нина Кучерук)… Все в какой-то момент оказались или окажутся предателями. Он заслужил это, постепенно теряя что-то в погоне за славой и деньгами.


Приходя к пониманию своего абсолютного одиночества, главный герой отвергает практически навязываемое спасение. Не хеппи-энд, но логическое торжество запоздавшей справедливости. И очень выразительна финальная сцена, где, словно в замедленном кадре, каждый персонаж одной лишь пластикой демонстрирует свое отношение к происходящему.


Поскольку спектакль играется в камерном зале, на каждом из актеров лежит большая ответственность: от зрителя не ускользнет даже мимолетный мимический жест. И более того: режиссер поставил актеров под круговой обстрел зрительских глаз на расстояние буквально вытянутой руки. Правда, движущиеся по кругу мизансцены порой представляли нам спины актеров – ряды располагаются со всех сторон.


Авторский текст изобилует тонким, фирменным юмором, который внезапно взрывает аплодисментами чуткого зрителя. Дуэт двух персонажей-соперников в исполнении Погорельца и Амшинского своей слаженностью напоминает о том долгом времени, что они играют вместе уже во втором театре – оба начинали в «Секрете». Дуэт соперничающих дам держится на контрасте: холеная и сдержанная вдова, сделавшая мужу карьеру (Фарапонова), и вульгарно-простоватая, но хитрая и корыстная красотка-массажистка, «пришедшая на все готовое» (Кучерук).


Евгений Водолазкин дал свое личное согласие на постановку пьесы, а возможной ее сделала победа на конкурсе по поддержке современной драматургии министерства культуры России.