Режиссер Павел Пронин стал первым постановщиком одной из всего двух пьес современного прозаика Евгения Водолазкина «Пародист».
Водолазкин известен участникам акции «Тотальный диктант-2015» как автор текста «Волшебный фонарь». Вполне зрелый писатель, на днях отмечающий свой 55-летний юбилей, он пишет романы, два из которых, «Лавр» и «Авиатор», взяли по несколько литературных премий в период с 2010 по 2018 годы.
Пятилетний юбилей отметит и издание единственного пока сборника пьес, действие которых происходит в одном городе, только в «Музее» оно разворачивается в Ленинграде 30-х годов, а в «Пародисте» – в современном Петербурге.
Это детектив, немного напоминающий шедевры Агаты Кристи. События происходят в загородном доме знаменитого артиста, окружающую его атмосферу художник Ольга Галицкая создает несколькими штрихами: тускловатые фонари, искусственные елочки и натуральный снег, который приносят на себе актеры.
Действие разворачивается в день трехлетия гибели Пародиста, когда к вдове и ее новому мужу приходит тщательно замаскированная парочка. Роль забавно заикающегося и картавящего детектива Бубенцова исполняет Андрей Амшинский. Его персонажу предстоит поменять несколько ипостасей – от расследователя-обличителя до шантажиста и жертвы. И круг замыкается…
– Каждый – кузнец своего счастья.
– Какое-то время, может, и кузнец… А потом его – по голове тюк… Какой-нибудь другой кузнец…
Спектакль начинается с такого не слишком глубокомысленного диалога. Его ведут два персонажа, второстепенные в реалистическом аспекте пьесы, и первостепенные – в метафизическом. В первом это – инспектор ДПС (актер Глеб Баканов) и спортсмен (Петр Касатьев), во втором – это ангелы.
Интересно, почему режиссер, вопреки указаниям автора, в прологе одел обоих в белые одежды? Ведь в финале становится совершенно очевидно: один несет герою смерть, другой – отвергаемое, но спасение.
Герой Амшинского вовсе не является положительным. Более того, в пьесе вообще нет положительных героев, включая светлого ангела: инспектор ДПС стеснительно, но настойчиво выпрашивает взятку, рассказывая о своей тяжелой доле:
– Целый день стою на перекрестке. Знаете, какая там экология?!
Вдова артиста (Елизавета Фарапонова), ее новый муж – его бывший друг (Олег Погорелец), новая почти жена – бывшая массажистка (Нина Кучерук)… Все в какой-то момент оказались или окажутся предателями. Он заслужил это, постепенно теряя что-то в погоне за славой и деньгами.
Приходя к пониманию своего абсолютного одиночества, главный герой отвергает практически навязываемое спасение. Не хеппи-энд, но логическое торжество запоздавшей справедливости. И очень выразительна финальная сцена, где, словно в замедленном кадре, каждый персонаж одной лишь пластикой демонстрирует свое отношение к происходящему.
Поскольку спектакль играется в камерном зале, на каждом из актеров лежит большая ответственность: от зрителя не ускользнет даже мимолетный мимический жест. И более того: режиссер поставил актеров под круговой обстрел зрительских глаз на расстояние буквально вытянутой руки. Правда, движущиеся по кругу мизансцены порой представляли нам спины актеров – ряды располагаются со всех сторон.
Авторский текст изобилует тонким, фирменным юмором, который внезапно взрывает аплодисментами чуткого зрителя. Дуэт двух персонажей-соперников в исполнении Погорельца и Амшинского своей слаженностью напоминает о том долгом времени, что они играют вместе уже во втором театре – оба начинали в «Секрете». Дуэт соперничающих дам держится на контрасте: холеная и сдержанная вдова, сделавшая мужу карьеру (Фарапонова), и вульгарно-простоватая, но хитрая и корыстная красотка-массажистка, «пришедшая на все готовое» (Кучерук).
Евгений Водолазкин дал свое личное согласие на постановку пьесы, а возможной ее сделала победа на конкурсе по поддержке современной драматургии министерства культуры России.