Евгений Водолазкин является автором романов, ставших бестселлерами не только у российских, но и у зарубежных читателей, - «Лавр» и «Авиатор». Роман «Лавр», по версии газеты Guardian, даже вошел в десятку лучших книг мировой литературы о Боге. А в рейтинге ведущих русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, Евгений Водолазкин занял 25-е место - самое высокое среди ныне живущих авторов.
Лихо закрученные увлекательные сюжеты в его произведениях сочетаются с размышлениями над вечными вопросами: «Для чего мы живем на этой Земле?», «Что есть настоящие и мнимые ценности?».
Таково и раннее произведение писателя «Пародист» (опубликованное в сборнике «Две пьесы»), к которой обратился тольяттинский драматический театр «Колесо».
История постановки такова. Недавно тольяттинский театр впервые принял участие в конкурсе по поддержке современной драматургии, организованном Министерством культуры РФ. И вошел в число финалистов.
По условиям конкурса у пьесы, предложенной к постановке, ранее не должно быть сценических воплощений. Так что тольяттинский спектакль стал первым обращением к пьесе «Пародист» на мировой сцене.
Крутые повороты сюжетаНеобычное начинается с первых же минут. Сценическая площадка (белый круг с минимумом реквизита) в центре зала, вокруг нее – зрительские места. Часть публики находится на одном уровне с артистами, а часть располагается на более высоком. Действие – почти на расстоянии вытянутой руки.
А на сцене вначале - два ангела, которые в дальнейшем становятся действующими лицами - Спортсменом и Инспектором ДПС (артисты Петр Касатьев и Глеб Баканов).
По ходу развития спектакля внимательный зритель увидит в нем несколько уровней.
Первый – детективный. Сюжет несколько раз делает крутые неожиданные повороты, держа публику в напряжении до самого финала.
Санкт-Петербург. Хозяин дома, где происходит действие, - популярный пародист Бубенцов, погибший три года назад при невыясненных обстоятельствах. Его вдова (актриса Елизавета Фарапонова) и ее нынешний муж, бывший друг Пародиста (Олег Погорелец) принимают у себя в гостях некоего странного заикающегося частного детектива (его играет Андрей Амшинский), расследующего это преступление, и его спутницу, красивую таинственную незнакомку (актриса Нина Кучерук).
В ходе расследования детектив приходит к выводу, что знаменитый пародист был убит – тормоза его машины были выведены из строя. Кем же? Женой, которая хотела полностью завладеть его имуществом. Преступление раскрыто. Детектив снимает парик, отклеивает бородку, и перед нами появляется… сам пародист Бубенцов. Живой и здоровый. Как выясняется, жертвой преступления трехлетней давности стал не он, а подвернувшийся на дороге бомж, который попал под колеса его автомобиля из-за неисправных тормозов. Лицо бомжа в результате того происшествия стало неузнаваемым, и Бубенцов решил поменяться с ним ролями - оставил ему свои документы и надел на его палец свое обручальное кольцо. А сам «растворился в воздухе», начал другую жизнь, отправившись в путешествия по всему миру. В ходе путешествий состояние Бубенцова иссякло, и он решил пошантажировать «любимую супругу», напомнив ей о попытке его убийства. Но и это не последний поворот в действии. Молодая спутница Бубенцова оказывается его массажисткой, а по совместительству - новой женой, сопровождавшей Пародиста в путешествиях, И вдруг оказывается, что она, рассчитывая на часть его наследства, вынашивает еще более изощренный план убийства Бубенцова – с помощью первого мужа (Спортсмена), которого досрочно выпускают на свободу из заключения. Кстати, как выясняется, его досрочное освобождение вторая жена и проплатила.
Мнимое существованиеВторой уровень спектакля, в котором много условностей, - мистический. Это и упомянутые ангелы в самом начале, и сцена с воскресением жертвы, и периодическое вторжение в действие Спортсмена-киллера, который перед тем, как появиться в конце спектакля, несколько раз проносится по сцене с полиэтиленовой пленкой, трепещущей в его руках. Словно это какой-то неминуемый рок. В конце, когда Спортсмен предстает палачом, он аккуратно стелет пленку на сцене, чтобы завернуть в нее тело будущей жертвы.
И, наконец, третий уровень, метафизический. Наверное, не случайно главный герой пьесы и спектакля – Пародист. Все, что происходит на сцене, – своего рода пародия на жизнь. Ложь, алчность и бесчувствие здесь становятся повседневностью. Неизбежными атрибутами общества потребления. Человек человеку здесь – функция. Потребительские инстинкты правят им, но не дают радости жизни. И даже возможность посетить лучшие музеи мира становится тошнотворной, если это только потребление впечатлений и никак не связано с работой души. (Именно это и происходит с Массажисткой в ходе заграничных путешествий.) В этом мире лучший друг – пародия на друга. А любимые женщины (и первая, и вторая) – пародии на любимых женщин. Как говорится в спектакле, первая жена «любила его, но замочила, чтобы не терять при разводе часть имущества».
Успех и известность в этом мире – пародия на успех. В спектакле есть фраза, которая, как мне кажется, - ключевая для его понимания: «Пародия - это случайность, ее исчезновения никто не заметит».
Замах бейсбольной битыЕще один парадоксальный и пародийный эпизод перед самым финалом. Инспектор ДПС чуть было не нарушил ход задуманного преступления, врываясь в дом. Но его не волнует возможное убийство, которое вот-вот совершится, по многим признакам, а волнует то, что Бубенцов на своем «Мерседесе» пересек двойную сплошную. «Я скоро уйду, но перед этим отберу ваши права», - говорит инспектор. На что первая жена Пародиста отвечает: «Да не нужны ему права. У него и обязанностей-то никогда не было».
И сам Бубенцов невыносимо устал от этой мнимой жизни. Несмотря на деньги, славу и любовь поклонниц. Оттого он с такой покорностью в конце спектакля встает на колени на полиэтиленовой пленке, когда Спортсмен (он же бывший муж Массажистки, он же киллер, он же ангел) заносит над ним бейсбольную биту, современное орудие убийства…