25 января в Тольятти состоялась премьера спектакля, который готовился в театре «Колесо» с осени прошлого года. Сенсационное, яркое событие в культурной жизни города. Не случайно на премьере был почти полный зал, а среди зрителей – знакомые многим ветераны АВТОВАЗа, строившие его с «первого колышка». Осторожно, далее - спойлер.
ВАЗ и театр – особая тема. Не все помнят и знают, что в Тольятти в 1970-х был поставлен уникальный спектакль про ВАЗ и вазовцев по пьесе Михаила Шатрова «Погода на завтра», где играли молодые актеры Галина Волчек, Олег Табаков и другие начинающие звезды отечественного театра.
Премьера спектакля прошла с триумфом. Зрители, приехавшие на премьеру прямо из цеха, были в восторге от спектакля, точно отражавшего их жизнь.
С тех пор немало воды утекло, и вот осенью 2018-го в недрах творческой школы-лаборатории театра «Колесо» родилось 10 пьес молодых авторов про ВАЗ и город Тольятти. Лучшей пьесой была признана работа Анны Батуриной "FIAT LUX" – руководителя школы-лаборатории, ученицы знаменитого российского драматурга Николая Коляды.
По этой пьесе и был поставлен спектакль «Колёса», посвященный строителям Волжского автозавода. Режиссером-постановщиком стал Владимир Рузанов, а художником-постановщиком – Елена Сорочайкина.
Новый спектакль вызывает эмпатию и ностальгию зрителей по отношению к заводу, который, к сожалению, уходит и практически ушел от нас.
...Несмотря на непролазную грязь вазовской стройки (ветераны рассказывали, что сапоги соскальзывали и тонули в «болоте»), то было время ЧИСТОТЫ помыслов и действий. «Всякий, кто гибнет за идею, гибнет не напрасно», – эти слова Пальмиро Тольятти не раз повторяет на сцене первый генеральный директор АВТОВАЗа Виктор Николаевич Поляков (его роль блестяще исполнил Андрей Чураев).
Наивно искать точное сходство героя пьесы и прототипа — все-таки они очень разные. Виктор Николавич был строжайшим руководителем, сдержанным, требовательным к себе и другим до фанатизма. Первый генеральный в исполнении Андрея Чураева более открытый и эмоциональный человек, порою даже импульсивный, что Виктору Николаевичу было не совсем свойственно.
Однако есть то, что роднит героя и его сценический образ — это потрясающая харизма, умение слушать и слышать людей, вовлекая их в процесс созидания великого автозавода.
В спектакле есть и лирическая тема — она тесно связана с образом Ивана Михайловича Семенова и его семьей. Молодой Семенов приехал на ВАЗ с чемоданчиком, мечтая участвовать в строительстве автогиганта. Как и многие вазовцы, он попал в Италию в Турин, где на ФИАТе шла подготовка технической документации для ВАЗа.
Лейтмотивом музыкальным стала знаменитая песня вазовского руководителя Льва Лазаревича Вайнштейна, которую он написал в Турине: «А в Тольятти ветра, много разных забот, от утра до утра строят люди завод..».
Еще в спектакле есть один уникальный персонаж — вазовская «копейка», настоящая! Ее помогли театру сделать ветераны ВАЗа Сергей Сергеевич Диогрик и Юрий Кузьмич Целиков. К тому же Юрий Кузьмич помог с бесценными материалами, газетами и книгами об истории АВТОВАЗа.
Так что с премьерой, город! Как точно сказала директор театра «Колесо» Янина Незванкина: «Любите, чтите, помните историю своей малой Родины!».
Есть мнение!
Владимир Колосов, экс-руководитель городского департамента культуры, ветеран АВТОВАЗа: «Поздравляю театр "Колесо"с премьерой! О ВАЗе и его создателе Викторе Николаевиче Полякове писать сценарии и ставить спектакли сложно, уж слишком огромен масштаб и того, и другого. Когда сам прошел вазовскую школу, пытаешься найти то, что тебя волнует и вновь заставляет гордиться именем «вазовец».
Время, к сожалению, стирает героические страницы настоящего подвига тех, кто в тяжелейших условиях строил автомобильный гигант и сделал это в самые кратчайшие сроки. В спектакле попытались показать и характер Полякова, и его переживания, и его отношение к людям, и боль за развал страны, и боль за будущее завода. Отображены итальянские страницы и любовь...Увольнение Полякова с поста министра автопрома, его звонок на ВАЗ с просьбой взять на любую должность, картина реанимации и уход Полякова, пронзительно доходят до самого сердца".