В Тольятти торжественно отметили тридцатилетие драматического театра «Колесо».
Тогда в 1988 году все случилось как в хорошо сделанной пьесе. Итак, исходное событие: 1986 год, рабочая поездка генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева в Тольятти. Обстоятельства действия: встреча лидера перестройки с рабочими Волжского автомобильного завода. Завязка: служащие автогиганта обращаются к нему с просьбой создать в городе драматический театр. Развитие действия: идет переоборудование местного Дома культуры со зрительным залом на 736 мест; Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии разрабатывает новейшую модель хозяйствования и управления коллективом; из Ярославля на должность художественного руководителя приглашается режиссер Глеб Дроздов; труппу на контрактной основе набирают из выпускников актерского училища — его же учеников. Кульминация: через два года театр открыт со статусом «Градообразующее учреждение в культурном пространстве» городского округа.
Развязки нет и не предвидится. Хотя что ею считать? Если завершение одного творческого этапа или смену артистических, равно как и зрительских поколений, то да, были в биографии театра точки, за которыми начинались новые предложения. Похоже на большой круг. Совсем как в песне, прозвучавшей мартовским вечером, когда тольяттинцы собрались в зрительном зале, чтобы отметить важную дату. «Любовь — кольцо» Яна Френкеля и Михаила Танича, как и «Добрый вечер» Анатолия Лепина в сопровождении оркестра «PARTY-ФОН» стали лейтмотивом юбилейного музыкального спектакля «Влюбленный город». В композицию, поставленную недавним выпускником режиссерского факультета ГИТИСа Павлом Прониным и исполненную молодежью труппы, вошли фрагменты из пьес многих известных драматургов и эстрадные хиты 1950–60-х годов. Пронина пригласил приехать худрук «Колеса» Михаил Чумаченко — ведущий педагог ГИТИСа, размечающий свое время поровну между двумя столицами — страны и автопрома. В Москве учит актеров и режиссеров, в Тольятти предоставляет им сцену. Получается круговая порука, но театр этого не стесняется, а, наоборот, гордится. Кроме директора Янины Незванкиной, молодежь поддерживают именитые артисты Ольга Самарцева, Евгений Князев, Виктор Дмитриев, Сергей Максимов, которые 30 лет назад вместе с Глебом Дроздовым приехали в Тольятти «изобретать» «Колесо». Здесь все устроено по образу и подобию театра-дома, где дружат, экспериментируют, и служат искусству так, как заведено со времени появления коллектива.
В юбилейные мартовские дни афишу театра помимо «Влюбленного города» составили и классические спектакли — «Доходное место» Александра Островского, «Чехов. Женщины» и эксклюзивная инсценировка романа Николая Островского «Как закалялась сталь» — без сомнения, программный шедевр 30-го сезона. Выбор романа со стороны мог бы показаться рискованным и даже опрометчивым. Выходившая огромными тиражами вплоть до середины 1980-х книга о «рожденных бурей» в постперестроечные годы оказалось задвинутой в дальние ряды библиотечных полок. Изменились нравы, герои, учебники.
Михаил Чумаченко, опираясь на сюжет о Павке Корчагине, включил в сценарий письма Островского, речи и воззвания народных вождей, нашел место для школьных сочинений и переписки пользователей социальных сетей. Главного героя спустил с пьедестала социалистического реализма, счистил с него бронзу и попытался вместе с талантливым артистом Владимиром Губановым сказать о простом, но важном: не о той жизни, что дается человеку «один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…», а о радости бытия, которой не могут помешать препятствия, революции и смена властей.
«Как закалялась сталь»Баллада о взрослении души и ее обретениях вырастает у исполнителя роли и его даровитых партнеров в настоящую симфонию, сложенную из простых, не нагруженных героическим пафосом созвучий. Да и музыкальный ряд, подобранный режиссером, позволяет связать события прошлого с нынешней эпохой. Спектакль начинается хитом 70-х — «Куда уходит детство» Леонида Зацепина и Александра Дербенева, через патетику революционных маршей и попевок движется к кульминации — песне группы «Любэ» Николая Расторгуева («Белые рубят красных, красные рубят белых, русские рубят русских») и завершается «Балладой о борьбе» Владимира Высоцкого. Сложносочиненный текст при всей насыщенности и плотности воспринимается легко, светится и юмором, и иронией, и — главное — верой в счастье и любовь.
«Колесу» в этот важный год удается сделать лихой оборот: поговорить со зрителем без пафоса и фальши о вере, надежде, любви. Об искренних и умеющих жить счастливо героях. В настоящем театре по-другому, кажется, не бывает. Не должно быть.