размер шрифта:
a
a
a
Изображения:
Скрыть
Цветовая схема:
a
a
a
Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградсkая, 31
Приемная:
+7 8482 555 205
Время работы:
с 9:00 до 18:00
Кассы театра:
+7 8482 551 255
Время работы:
с 9:30 до 19:30
Как закаляли сталь. Апостол революции
Источник: Федор Быстров
Дата публикации: 21.11.2017
Неудивительный выбор произведения для премьеры привел к удивительным выводам. 

В самом деле, в год столетия Октябрьской революции, пьеса Николая Островского "Как закалялась сталь" выглядит логичным выбором для режиссера-постановщика. Однако Михаил Чумаченко пошёл чуть дальше. Он разбавил текст пьесы отрывками из выступлений лидера событий столетней давности Владимира Ленина, министра просвещения большевиков Анатолия Луначарского, поэта Демьяна Бедного. И даже кускам из постов современных школьников в интернете нашлось место. 


В конце спектакля понимаешь, что все это надо было сделать обязательно, ведь постановка "один в один" с первоисточником, как у Островского, молодой зритель не оценит. Он просто не поймет, многое надо будет разжевывать.


Школьница (актриса Елена Добрусина) в прологе спектакля — удачная находка режиссера. Эта мизансцена задает тон, прокладывает путь зрителю к дальнейшему действию. Казалось бы все просто: черное и белое, форма и оформление сцены, наша история. Но именно, история нашей страны много раз заставляла и заставляет сомневаться что считать черным, а что белым. Кто враг, а кто друг, кто прав. а кто нет.


Большое влияние на Павку Корчагина (Владимир Губанов) оказал Федор Жухрай (Андрей Амшинский). Это мы все помним. Правда в моем детстве было больше идейности и пропаганды, здесь же понимаешь, что это обычные люди. Которых как я уже писал, можно и сегодня встретить на улицах Тольятти:) Люди, которых захватила стремнина истории, пучина революции. Корчагин со свойственным юношеству романтизмом, искренний и простой Жухрай, переживающая за сына мама (Елена Радионова). 


По ходу спектакля зрителя и сюжет встряхивала Революция и Редактор (засл артистка РФ Ольга Самарцева). Красное (ну, а какое же еще:) платье, железный голос, статная походка — всё при ней. Эффектное появление и уход, все чётко, по-революционному. Запущен маховик истории, все при деле, все при Революции.


Нежность, забота о сыне, боль матери — все это было в достатке у героини Елены Радионовой. Актриса показала Женщину, которая выдержала революционный натиск, сохранила пусть еле живые чувства, но все же не уберегла сына. 


Сотни тысяч таких Матерей перемолола жизнь сто лет назад. Но детям хотелось лучшей жизни, и никто кроме вождей, не знал к чему приведут благие призывы. А подумать о благих помыслах под ногами и куда они ведут, эти помыслы, времени не было. Прошло сто лет, картинка поменялась незначительно.


Люди-машины, люди-роботы, режиссер хорошо показал это на примере комсомольского собрания. Системе нужны были винтики, саморезы. Не важно в какой таре — в ведре или кабинете, люди — саморезы должны были выполнить свое предназначение, это всегда важно для системы. При этом у всех участников процесса было ощущение участия в общем деле.


Эгрегор системы подчеркивает и любовь Корчагина. Вернее ее отсутствие в перспективе. И здесь мы подходим к важному выводу. Ответу на вопрос а была ли любовь у Корчагиных? Ведь он — герой миллионов.  Таких же, вышедших из нужды и нищеты. Павка - олицетворение переворота, он икона новой жизни. Апостол Революции. И здесь нет места для любви.


Попытки Деда (нар. артист РФ Виктор Дмитриев) понять что происходит в этой круговерти — возвращает зрителю частички человеческого. Но для Корчагина это лишь рассуждения, его бронепоезд хоть и стоит на запасном пути, но в любой момент готов ринутся дальше по проложенным рельсам. Корчагин уже не принадлежит себе. 


Дед медленно уходит в темноту, уходит эпоха.


Остается Апостол. Который долгие годы будет примером для миллионов молодых людей.


Я согласен с выражением, что не зная прошлого не построишь будущего. При этом надо понимать, что в этом самом прошлом можно "утонуть", даже не задумываясь о будущем. Чумаченко не переступает грань переосмысления нашей истории, он оставляет зрителя в настоящем и дает повод задуматься о дне сегодняшнем. Может быть среди нас появился новый Апостол? И какая священная книга лежит на нашем столе? Чьи заветы мы читаем с экранов  наших смартфонов?