В апрельском номере "Свежей газеты. Культура" напечатана статья Елены Сафроновой о премьере "Фомы", бенефисном спектакле Александра Двинского.
Текст статьи:
Премьера
ДОСТОЕВСКИЙ В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ С МУЗЫКОЙ И ТАНЦАМИ
«Хоть Фомой, хоть Львом, хоть Ваней ты кумира назови, поклоняться всякой дряни – эта страсть у нас в крови…» Дрянь – это Фома Опискин, имя которого стало нарицательным благодаря гениальному нашему Федору Михайловичу Достоевскому. Странненький человек-ничто, приживала, который нахватавшись эффектных мыслей-клише, внезапно стал вершителем судеб обитателей незатейливого мирка села Степанчиково. До чего ж знакомо и узнаваемо… И вот эдакую дрянь сыграл в своем бенефисном спектакле Александр Двинский, ведущий актер театра «Колесо» им.Г.Б.Дроздова.
Театр «Колесо» с легкой руки главного режиссера, заслуженного артиста России Вадима Романова сегодня стал, пожалуй, самым поющим театром в Тольятти. И премьера – долгожданный «Фома» по «Селу Степанчиково и его обитателям» Достоевского – в этом смысле не исключение. «Музыкальный скандал в двух действиях» – таков жанр инсценировки по мотивам классики. Инсценировки, богатой по костюмам, декорациям, свету, музыке, танцам, густонаселенной острыми, характерными персонажами. Поют все. Двадцать человек на сцене и почти у каждого сольный вокальный номер – уму непостижимо, как автору музыки и текстов Дмитрию Уханёву (Санкт-Петербург) удалось провести зрителя через эту череду образов, подобрав к каждому свой мотив, раскрыв каждого и «разжевав» для зрителя мотивацию его поступков.
Музыка – это на поверхности. На поверхности – шикарные костюмы, созданные художником Еленой Бабкиной. Как рассказывал Вадим Романов, эта идея появилась практически сразу – «пейзане-розаны», незатейливые обыватели, в мечтательном мире которых поселился «репейник» Фома. Он-то появляется в пурпурном халате, как римский патриций среди плебеев «в наивных розочках».
Вы, конечно, помните этот сюжет: в доме полковника Ростанева, хозяина поместья Степанчиково, воцаряется загадочный Фома Фомич Опискин – приживала, самолюбивый лицемер, который умело играет роль праведника и вершителя судеб. Персонаж почти фольклорный – то ли юродивый, то ли ловкий плут. Но для обитателей Степанчикова он становится чуть ли не пророком. При этом они с восторгом и смирением терпят от него всяческие унижения и откровенные глупости.
Бенефициант Александр Двинский, к 70-летнему юбилею которого и поставлен спектакль, на своем актерском веку переиграл много кого: от обитателя ночлежки до царя эльфов. Вот и в пьесе по «Селу Степанчиково…» когда-то играл Ростанева – полковника, героя войны. А теперь вот Фома. Фома Фомич. Требующее к себе уважения и чуть ли не монашеского поклонения пустое место. Что-то страшное, порочное, но при этом ужасно смешное. По сути, мошенник с удивительной способностью подчинять себе окружающих, манипулировать ими, обиженный на всех и вся и оттого с удовольствием обижающий других. Станиславский в своих записках называл это «комедией духа». Но до чего ж обаятельным, вызывающим сочувствие, как сочувствуют глубоко больному человеку, получился этот деспот у Двинского. Впрочем, сам актер еще в процессе работы над ролью размышлял: «О нем нельзя говорить однозначно – приживала, деспот… Нужно искать сопереживательные ноты, чтобы он был живой, вызывал интерес у зрителя, в чем и силен Достоевский: во всех персонажах нет однозначности и клише. Но это еще предстоит открыть, даст Бог. А о чем он заставляет задуматься? Я думаю, в первую очередь о бренности жизни и мимолетности мгновений».
Конечно, спектакль рассчитан на подготовленного зрителя. Чтобы насладиться в полной мере творческим полетом мысли создателей, нужно, как минимум, быть знакомым с первоисточником. Еще лучше – с историей создания произведения, это никогда не помешает. Зрителям об этом предусмотрительно напомнили в программке спектакля: «Есть такое выражение: «Смеясь, человек расстается со своим прошлым». Повесть «Село Степанчиково…» – это горькая ирония, с которой автор пытается расстаться со своим прошлым, со своими десятью годами, проведенными в Сибири». Десять лет на каторге и в солдатах провел Достоевский, после чего явился на свет его Фома Фомич. «Фома – собирательный образ насилия над человеком. Не физического – морального угнетения. Вот это и есть то, ради чего Достоевский написал это произведение», – говорит Вадим Романов. И вот это обязательно нужно увидеть за музыкой, танцами и «розанами», как бы прекрасны они ни были.
Критики, современники Достоевского, в свое время не нашли глубоких идей в этом «комическом романе». А он тем временем стал возвращением Достоевского в литературу. И образ Фомы Фомича, его болезнь, продолжает поражать многих, стремящихся к власти – стало быть, было ухвачено в этом образе нечто такое, что остается и переходит с нами из века в век.
Но вернемся к спектаклю. В нем множество замечательных актерских работ, и просто страшно не назвать кого-то. Но пусть будет это будет субъективным мнением. Кроме Александра Двинского (что по умолчанию), Андрей Чураев (Ростанев), Елена Радионова (генеральша), Михаил Спутай (Ежевикин)… Великолепный образ камердинера Ростанева Гаврилы создал Сергей Максимов. Гаврила подвергается унижениям через изучение французского языка – Фома Фомич лично «за грубость и в наказание» обучает старого слугу и строго экзаменует. И к всеобщему удивлению Гаврила начинает бунтовать. Бунтовать и – бояться. Такая странная и очень тонкая эмоция… Роман Верхошанский (Видоплясов) – лакей, считающий себя литератором. О, сколько воплей таких «видоплясовых» раздается и сегодня!
Спектакль очень красив – об этом уже было сказано. Сокровище театра «Колесо» – художник-постановщик Екатерина Иванова, хореограф Наталья Горячева, режиссер по пластике Ярослав Францев (Москва). Выразительные мизансцены, неожиданные этюды вроде эффекта замедленного движения… В общем, все здорово.
…После премьеры состоялось чествование бенефицианта Александра Двинского. В адрес юбиляра прозвучало много добрых и вдохновляющих слов от художественного руководителя театра «Колесо», народной артистки России Натальи Дроздовой, главного режиссера Вадима Романова, который подарил виновнику торжества не только целый спектакль, но еще и собственную картину – осенний пейзаж. Диплом от Самарской губернской Думы и поздравления вручила театру депутат Елена Сазонова, благодарности от департамента культуры администрации г.о.Тольятти, поздравления от театрального клуба «Лига премьер» и прочая, и прочая… Но самый большой подарок, трогательный и нежный, сделала супруга – актриса Елизавета Двинская. Под ее песню зал засветился десятками огоньков, и это было лучшим завершением вечера.
Елена САФРОНОВА
Фото автора