Группа изданий «Миллион новостей» опубликовала интервью с народной артисткой России Натальей Дроздовой, приуроченное к юбилею Натальи Степановны, бенефисному спектаклю "Салон красоты, или О чём говорят женщины" и открытию 37-го театрального сезона.
Прочитать можно здесь https://vk.com/@milliongroup-zvezdy-na-utrennem-nebe
Текст статьи:
Звёзды на утреннем небе
Она родилась среди северных карельских лесов и озер. Ее детство прошло в поселке Лоухи, с которым связаны легенды Калевала. Ее жизнь также стала почти легендой. Перед красотой и талантом народной артистки России Натальи Степановны Дроздовой преклоняются зрители, ученики, коллеги, друзья и партнеры.
В этом году художественный руководитель драматического театра «Колесо» Наталья Дроздова отмечает свой юбилей. Она одинаково хороша в роли Императрицы Российской Анны Иоанновны и в роли сумасбродной старухи графини из «Пиковой дамы». Она не боится быть не-красивой, если этого требует роль, и веселой хулиганкой, способной поднять настроение зрительному залу.
«Ускользающая натура» — так говорят о явлениях, связанных с природой. Дроздова тоже такое явление. Чтобы появилась такая актриса и личность судьбе было угодно чтобы до 16 лет она жила среди озер в этих карельских лесах, куда стаями приходили голодные волки из Финляндии, а на окраинах поселка можно было встретить медведей. Ее отец приносил с рыбалки гигантскую семгу, а белые грибы можно было косить. Там все было настоящим. Наверное, это и стало стержнем характера героини нашей статьи.
— Наталья Степановна, расскажите о ваших родителях, о семье.
— Моя мама работала телефонисткой, а отец учителем математики и физики. После окончания Дальневосточного университета папа был призван на фронт, где получил множественные осколочные ранения от разорвавшейся мины. Мама была связисткой. Она была очень смелой. После демобилизации они познакомились в Лоухи и поженились. Там родились моя старшая сестра и я.
— Какие образы встают перед глазами, когда вспоминаете детство?
— Много воспоминаний, связанных со строгой природой северной Карелии. Это темные леса, неподвижная гладь озер. Все это я храню с любовью в своей памяти о родном крае. Еще я помню весну, когда у отца открывались старые военные раны. Мелкие осколки подходили близко к его коже и иногда выходили наружу. Как я их ненавидела! Я чувствовала его боль.
— Почему вы решили, окончив школу, стать актрисой?
— На самом деле я мечтала о поступлении на охотоведческий факультет. Мне хотелось связать свою жизнь с природой, быть охотоведом. Но мне отказали в приеме документов. На этот факультет принимали только юношей. Я поступила в Воронеже в институт искусств на факультет актерского мастерства.
— Наталья Степановна, как все-таки хорошо, что Всевышний иногда смеется над нашими планами и разрушает их, чтобы создать что-то по-настоящему хорошее и великое.
— Да, наверное, это так. В Воронеже я не просто получила профессию. Я встретила человека, который стал учителем всей моей жизни, моим другом, мужем, режиссером. Глеб Борисович Дроздов был тогда главным режиссером Воронежского театра имени Алексея Кольцова, а также заведующим кафедры «Актерское мастерство» в институте искусств, где я была студенткой. Там и состоялась наша судьбоносная встреча. По окончанию института я была приглашена в труппу воронежского театра, а через год мы поженились. Я так его лю- била и уважала, что первые пять лет брака называла его на «вы». Ему это нравилось. Затем, в нашей жизни был город Ярославль, где Глеб Борисович стал главным режиссером Первого Русского театра имени Федора Волкова. Под его руководством театр обрел новую яркую творческую жизнь. Но его талант, прямота и смелость не были удобными для партийных чиновников. В результате ему пришлось оставить театр. Мы оба остались без работы. Но нужно было знать Глеба Борисовича. Он сразу создал театральную студию «87», которая стала предшественником «Колеса». Я и его единомышленники всегда были рядом. «Спортивные сцены 1987» и «Звезды на утреннем небе» — были первыми спектаклями этого творческого союза.
ЕСЛИ У НАС В ПРОВИНЦИИ ЕСТЬ ТАКИЕ ТЕАТРЫ – РОССИЯ БУДЕТ ЖИТЬ!
— Наталья Степановна, как вы оказались в Тольятти?
— Дело в том, что в Тольятти в 80-е годы приехал Горбачев. Ему, конечно, показали завод, город. Сотрудница завода пожаловалась на то, что в городе нет драматического театра. Информацию взяли на заметку. Поговаривали, что в Министерстве культуры того времени существовал список режиссеров, способных создать репертуарный театр. Фамилия Дроздова была в начале этого списка. Решение было принято наверху. С группой актеров и соратников мы оказались в Тольятти. Было выделено здание под театр, набрана труппа. Мы приступили к работе. Так получилось, что именно в Тольятти Глеб Борисович Дроздов оказался своим по духу, взглядам. Театр был принят на ура руководителями города, общественностью, зрителями. Здесь был создан не только театр, но и набран курс ГИТИСа, выпускники которого впоследствии вошли в труппу.
— Вы также участвовали в создании театра и обучали молодых артистов?
— Да, я тоже стала педагогом, но и этой профессии я училась у Глеба Борисовича. И вообще актерская профессия предполагает непрерывное познание человека и, чем больше ты улавливаешь нюансов, тем больше ты углубляешься в его характер, его сущность. Иногда он меня предостерегал: «Твое актерское существование на сцене на грани, ты можешь потерять контроль и не выйти из образа в жизни».
— Наталья Степановна, я слышала об этом актерском феномене из интервью актрисы Ольги Гобзевой, которая стала монахиней. Она ушла из театра после того, как войдя в роль испанской танцовщицы, после спектакля увидела в зеркале совершенно незнакомое лицо: «Нос с горбинкой, глаза другого цвета». Это было сильным потрясением, ей показалось, что она кого-то впустила в себя. Спасаться она ушла в монастырь и больше не выходила на сцену. Вы тоже примеряете на себя такие разные характеры, ситуации, полностью погружаясь в них. Вам не страшно?
— Страха нет. Я действительно много экспериментировала, погружаясь в роли. Я помню, как работала в спектакле «Звезды на утреннем небе» над ролью своей героини, которая, как показалась бы многим, опустилась на самое дно, но сохранила в себе доброту к людям, желание помогать. Пытаясь войти в образ, я как кожу надевала на себя чужую личность. Я даже на спектакль приходила с немытой головой чтобы соответствовать героине. Вопрос в том, чтобы после глубокого погружения в роль, актер мог переключиться на что-то, что его полностью обогащает. У каждого свой рецепт. Я, например, очень много читаю, в основном классику и пьесы.
— Чем еще отвлекаетесь от театра? Может быть спорт или высокая кухня? Мне говорили, что вы очень хорошо готовите.
— Да, я люблю готовить, этому меня научила любимая свекровь. Прежде всего русскую кухню — это борщ, котлеты, мясо, картофель с селедкой, хорошо готовлю рыбу. Кстати, Глеб Борисович очень любил рыбалку на Волге, но особенно в Карелии.
— В вашем доме всегда было много любви, которой не жалко было поделиться и с четвероногими друзьями.
— На протяжении всей жизни у нас было три собаки. Это и друзья, и члены семьи. Они как дети. Когда уходила последняя собака, мы так плакали… Больше собак не завожу. Теперь у меня кошка Пика. Она очень тихо со мной разговаривает: «Пик, пик, пик». Поэтому так и назвала.
— Мне показалось, что имя кошки связано с вашем спектаклем «Пиковая дама».
— Да, действительно, похоже и кошке досталось от искусства.
— Наталья Степановна, актерская профессия дарит много встреч с необычными людьми. Некоторые встречи даже на короткое время становятся судьбоносными.
— Да, такие люди были и есть. Во времена, когда Глеб Борисович работал в Баку он познакомился с Муслимом Магамаевым. Муслим там учился в консерватории. И когда в Ярославле шла работа над спектаклем «Рождает птица птицу» (о любви афганской девушки к красноармейцу) Глебу Борисовичу пришла мысль предложить написать музыку к этому спектаклю Магомаеву, который жил в Москве и имел уже всесоюзную известность. Он принял предложение, и спектакль шел с невероятным успехом. А в 1984 году Дроздов еще раз позвонил своему другу и попросил написать музыку к спектаклю «Ярославна» («Слово о полку Игореве»). На что Магомаев отвечал: «Глеб, я же азербайджанец, а у вас русская тема». Но в итоге дал согласие. Муслим очень любил русскую историю и культуру. Он написал музыку, а также исполнил сам и записал песни к спектаклю вместе с Тамарой Синявской и Владимиром Атлантовым — солистами Большого театра. Муслим Магомаев делал это абсолютно безвозмездно. Им просто было очень интересно вместе работать и общаться. В один из приездов в Ярославль Муслим и посетил спектакль Глеба Дроздова «Женитьба» по Гоголю. Когда спектакль закончился, он сказал: «А вы знаете, Наташа, мне вас в спектакле было мало». Я испугалась, напряглась. подумала, что плохо сыграла он улыбнулся и сказал: «Претензии к Гоголю. Мне бы хотелось вас видеть на сцене больше». Вообще, он был очень великодушным человеком. Они с Глебом Борисовичем были похожи. Я помню очень счастливую зиму в Ярославле. Мы втроем — Глеб, Муслим и я, возвращаемся после спектакля домой. Они оба курят, оба в одинаковых дубленках, спорят и не могут наговориться друг с другом. Для меня это был момент абсолютного счастья. Рядом любимый человек, его невероятно талантливый интересный друг, мы идем к нам домой на ужин. Они говорили до глубокой ночи у нас дома. Кстати, мало кто знает, что он писал такие же прекрасные картины, как и его музыка. Он был очень хорошим художником. Когда Глеб Борисович ушел из жизни, Муслим незадолго до своей смерти написал мне короткое письмо: «Дорогая Наташа, мне никогда не забыть время работы с великим Глебом Дроздовым». Я храню это письмо и все, что связано с дружбой этого бесконечно талантливого человека.
ЕСЛИ У НАС В ПРОВИНЦИИ ЕСТЬ ТАКИЕ ТЕАТРЫ – РОССИЯ БУДЕТ ЖИТЬ!
— Еще одним хорошим другом для нашей семьи был Генрих Боровик. Многие его знают как политического обозревателя. Он также писал пьесы. Во время дружеских встреч он много рассказывал о Брежневе, о Суслове и других политиках. Мы встретились с ним последний раз на вручении премии театральным коллективам в Москве. Это было в период, когда у него погиб сын. Мы обнялись и он сказал: «Нас объединяет горе. Наши дорогие потери».
Были и случайные, но очень знаковые встречи с известными людьми. Например, в конце 90-х годов мы бы- ли на театральном фестивале в Париже. Глеб Борисович знал, что в это время там проживал опальный Собчак и попросил организаторов фестиваля пригласить его на спектакль нашего театра. Собчак сначала категорически отказался, но после долгих уговоров согласился приехать. Наша труппа играла спектакль «Любовь, любовь, любовь...» по Чехову. Собчак сидел в первом ряду и смеялся громче всех. После спектакля он сказал: «Я потрясен уровнем театра, режиссерской работой, игрой актеров. Если у нас в провинции есть такие театры – Россия будет жить!». После спектакля Собчак остался с нами, пил вино и проговорил с Глебом Борисовичем до утра.
Важнейшим в нашей жизни было общение с великим режиссером, учителем Глеба Борисовича, главным режиссером театра имени В. Маяковского, народным артистом СССР - Андреем Александровичем Гончаровым. Связь педагога и ученика была очень сильной и дружеской. Нам посчастливилось встречаться с ним во время летних отпусков в Ялте в доме отдыха «Актер». Это были незабываемые вечера.
ДРУГ ДЛЯ ДРУГА МЫ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ ОДНОВРЕМЕННО
— Я благодарна жизни за друзей, коллег, учеников и партнеров. Некоторых уже, к сожалению, нет с нами: Виктор Дмитриев, Юрий Репин, Алексей Шумилов. Стояли у истоков «Колеса», но сейчас живут в других городах Ольга Самарцева, Виталий Стужев. Большое счастье, что сейчас в театре народный артист России Евгений Князев, заслуженный артист России Вадим Романов, Сергей Максимов. Один из любимых наших учеников Игорь Касилов осуществляет за эти два года уже четвертую постановку, он ставит спектакль к моему бенефису. Это комедия «Салон красоты, или о чем говорят женщины», которая наполнена добрым смехом, иронией и любовью мужчин к женщинам.
— Вы говорите о своих учениках, как о своих учителях и великих режиссерах.
— Да, это так. Я всегда учусь у своих учеников, потому что это молодость, это новое восприятие жизни. Еще Глеб Борисович говорил: «Ты начинаешь работу над новой ролью, проработав много лет в театре, как студентка первого курса» Да, это так. Хороший актер, как пустой сосуд, который должен наполнить режиссер. Я всегда верю режиссерам, с которыми работаю, и иду за ними.
— Вы также имели опыт работы в кино.
— Да, но я театральная актриса, хотя кино мне тоже нравится. Но это другое. В кино можно начать работу с любого фрагмента и даже с финала. В театре все более последовательно, здесь и сейчас, сию минуту, с живыми переживаниями. Каждый спектакль неповторим.
— Наталья Степановна, учеников много, но я знаю, вы продолжаете преподавать актерское мастерство.
— Да, я более тридцати лет преподаю. И сейчас я работаю вместе с нашим учеником Олегом Ринге. Он — доцент, а я являюсь художественным руководителем курса актерского мастерства в университете имени Татищева. У нас много выпускников, которые работают в разных театрах России, в том числе и в «Колесе». Особая гордость – партнерствовать с учениками на родной сцене. Все мы единый коллектив. Друг для друга мы учителя и ученики одновременно. Мы друзья и коллеги, мы всегда рядом. Это самое важное.
— Наталья Степановна, расскажите о ваших любимых спектаклях и любимых ролях.
— Все они любимые, как дети. Роли рождаются в творческих муках. Но я все-таки расскажу об одной самой любимой — Анна из спектакля «Звезды на утреннем небе» по пьесе Александра Галина. Она выписана драматургом на очень контрастном поведении. Это слезы и смех, негодование и внутренняя тишина души, вульгарное поведение и поведение святого человека. Это всегда интересно и актрисе, и зрителю.
ЛУЧШЕ РОССИИ НИЧЕГО НЕТ
— Любите ли вы путешествовать и куда хотели бы поехать?
— Что касается путешествий… В основном это гастроли нашего театра по разным городам и странам. Отдыхать за границей Глеб Борисович не любил. Однажды его пригласили в Грецию, откуда он сбежал через три дня. Приехав, он сказал: «Я очень хочу на Волгу».
Глеб Борисович не мог без России. Однажды, во время гастролей по Америке в 1996 году, нам с ним предложили остаться жить и работать в этой стране. Но это не про Глеба Борисовича и не про меня. Наша любовь к Родине всегда была и есть неизменной и сильной. А сейчас непростое время для всех нас. Но я верю в силу любви нашего народа к своему Отечеству и никогда не забуду слова Глеба Борисовича: «Лучше России ничего нет».