В издании творческих союзов Самарской области "Свежая газета. Культура" (2024, №14) опубликовано интервью нар.арт.России Н.С. Дроздовой, в котором она ответила журналисту Елене Сафроновой на вопрорсы о своём прошлом, настоящем и будущем в театре. Интервью приурочено к открытию 37 театрального сезона, юбилею и бенефису Н.С. Дроздовой.
Библиография:
Сафронова Е. Наталья Дроздова: «Актёр – это профессия смелого человека» // Свежая газета. Культура – Самара. 05.09.2024, №14 – С.12, 13
Текст интервью:
От первого лица
Наталья Дроздова: «Актёр – это профессия смелого человека»
На пороге нового театрального сезона самое время начинать рассказывать о предстоящих премьерах. Тольяттинский драматический театр «Колесо» имени Г.Б.Дроздова откроет 37-й сезон бенефисом своего художественного руководителя, народной артистки России Натальи Дроздовой. Спектакль «Салон красоты, или О чём говорят женщины» ставит Игорь Касилов, ученик Глеба Дроздова, как говорит Наталья Степановна, самый «жадный» из учеников.
Совсем недавно, в августе, Наталья Дроздова отметила юбилей. И оба этих события - прекрасный повод вспомнить её невероятный талант, который она с успехом демонстрирует на сцене уже много лет.
Свою карьеру Наталья Степановна начала ещё в студенческие годы в Воронежском академическом театре драмы им.А.В.Кольцова, где и произошла её судьбоносная встреча с Глебом Борисовичем Дроздовым. Затем оба они служили в Ярославском академическом театре драмы им.Ф.Г.Волкова. Вместе приехали в Тольятти. И с тех пор стали неотъемлемой частью истории этого города.
Неповторимый стиль и харизма Натальи Дроздовой сделали её одной из самых узнаваемых актрис нашего времени. За время своей работы в театре «Колесо» ей удалось создать множество ярких и запоминающихся образов, которые стали настоящими шедеврами. Её роли всегда отличались подлинной глубиной и эмоциональностью, что позволяло зрителям прочувствовать каждую эмоцию вместе с ней.
- Наталья Степановна, театр «Колесо» был рождён в 1988 году. Это время небывалых перемен в стране, новым тогда было всё. И всё было сложно и легко одновременно. Каким задумывался театр тогда и какой он сегодня? Что влияло на его становление и развитие? Какие события вы назвали бы самыми важными, судьбоносными вехами?
- Возглавляя два крупнейших театра в Союзе – Воронежский академический драматический театр имени Алексея Кольцова, а затем первый русский Ярославский академический театр имени Фёдора Волкова Глеб Борисович мечтал создать свой, новый театр, который был бы рождён, как ребёнок, на любви. Театр-дом, театр-семья. Уже тогда у Глеба Борисовича много актёров, которых он воспитал в театре, а также выпускников по высшей театральной школе. И театр должен был работать в новой системе – системе контрактного театра. Ни один театр в Советском Союзе не работал по контракту, мы были первыми. Дыхание изменившегося времени очень остро ощущалось. Была объявлена перестройка, люди начинали думать и выражать свои мысли более свободно, открыто. Глеб Борисович всегда очень обострённо чувствовал время и талантливо, ярко, смело выражал его в своих спектаклях.
Какой театр «Колесо» сегодня? Создать семью, полноценную и здоровую, дело нелёгкое. Но я смело могу сказать, что я прилагаю весь опыт, накопленный Глебом Борисовичем, терпение и любовь, чтобы театральная семья стала дорога для каждого «колесовца».
Что влияло на его становление? Мы приехали в город, где театр ждали – много молодых лиц, огромный простор для создания театрального зрителя, для формирования художественного вкуса. Это была не работа, это было служение, доставляющее удовольствие, и эксперимент первого контрактного театра - а как будет? Глеб Борисович твёрдо был уверен в успехе, и уже через некоторое время и московские, и питерские театры, а позже и все остальные стали работать по контрактной системе.
Всё перечисленное мной и есть важные события. И всё же главное событие – это спектакли. Мы открывали театр «Колесо» четырьмя готовыми спектаклями, и каждый спектакль стал событием в городе и также в театральной жизни страны, потому что эти спектакли игрались на гастролях в Москве и тогда еще в Ленинграде.
- «Рождает птица птицу» - это самый первый спектакль. Пьеса на афганскую тему: о любви девушки-афганки и русского парня. Глеб Дроздов и Эдуард Пашнев, будущий завлит театра «Колесо», работали над этой постановкой ещё в Ярославском театре имени Волкова. Что повлияло тогда на выбор пьесы? Знакомый материал, актуальная тема?.. О чём вы считали важным говорить в то время?
- Повлияла любовь. Жертвенная, сильная. Любовь женщины к мужчине. Как говорил Глеб Борисович: «Все пьесы и спектакли – всегда о любви». Эдуард Иванович Пашнев в одном журнале прочитал реальную историю любви афганской девушки к русскому красноармейцу. Это период борьбы с басмачами 1918 года. Афганистан, базар, очень бедный крестьянин – это реальная история – продаёт свою молоденькую дочь. Уже присматривается к ней какой-то богатый купец. А в это время по базару проходит отряд русских красноармейцев, и их командир видит эту сцену продажи. Он очень сочувствует девушке, ему жалко стало её, и он платит ему деньги, чтобы она осталась у отца. Но она бежит за ним. Она влюбляется в него, остаётся в отряде. У него возникают огромные проблемы вплоть до расстрела, до трибунала. Но любовь побеждает всё, они становятся семьёй. Дальше начинается трагедия. Баталов, наш герой, в жизни он был Завьялов, этот человек, попадает в плен к басмачам и его заживо сжигают. Его афганская жена Зарима, это уже по спектаклю, на его могиле даёт обет безбрачия и клянётся, что она выучится, потому что он учил её грамоте. Я этот монолог помню до сих пор! Прошло 30 лет… Эта девушка становится профессором в России, знает в совершенстве множество языков. И хранит любовь и верность до конца своих дней к своему мужу…
Пьеса была очень интересная, там было чем жить актрисе, актёрам. Тема любви во всем временя является важной и актуальной. В то ли время, в это ли - важно говорить о достоинстве и чести человека, о моральных устоях, о преданности, о том, что зло рождает зло, о том, что ненависть и унижение – не продуктивные состояния, а вредные для человека, который их испытывает.
- Вы всегда были рядом с Глебом Борисовичем, видели, как он работал, в том числе над формированием художественного вкуса публики. Эту задачу он считал самой главной. Потому что публики в Тольятти, по большому счёту не было, но это давало и простор для экспериментов. Легко ли это было, всё ли принималось зрителем?
- Эксперимент заключался прежде всего в новой модели управления театром и во взаимоотношениях городских властей и администрации театра. Нам работалось легко. Труппа была единой театральной школой. Художественный авторитет лидера не подвергался сомнению. Мы могли репетировать, сколько требовал творческий процесс. Никто никогда не смотрел на часы – а не пора ли домой? Все максимально были заражены и увлечены гением и харизмой Глеба Борисовича.
Всё ли принималось зрителем? Наверное, не всё. Но залы были полны. И любимая табличка Глеба Борисовича «Все билеты проданы» неизменно выставлялась в кассе театра. А у служебного входа выстраивалась огромная очередь после спектакля, чтобы ещё раз увидеть своего любимца или любимицу и сказать горячие слова восхищения.
- А как складывалась труппа? Не было ли ревностного отношения к вам, как это часто бывает в творческих коллективах по отношению к супруге главного режиссёра?
- Труппа каждый год пополнялась новыми выпускниками сначала высшей театральной школы, это был ГИТИС, а потом кафедры актёрского мастерства университета имени Татищева. И это было создано тоже Глебом Борисовичем. Он говорил: «Труппа должна наполняться новой молодой кровью». Ревностного отношения не было никогда. Тут я себя хвалю. Я хорошо воспитана театральными педагогами и моим мужем, главным моим учителем, я хорошо помню этику Станиславского, а главное – я в своей семье, и хочу, чтобы каждый её член развивался и радовал своих зрителей. И родителей.
- Мы мало знаем про ваш воронежкий и ярославский период, 1975-1988 годы до переезда в Тольятти. Как начиналась ваша актерская карьера? Что сформировало вас как творческую личность, какие ориентиры были?
- Я была принята в труппу Воронежского театра сразу по окончании института искусств в Воронеже. Играла много, иногда было по 27 спектаклей в месяц. И это были серьёзные роли. Мы начинали играть со вторника – по воскресенье. И зрительный зал – 800 мест в зале воронежском – всегда был полон. Я, благодаря Глебу Борисовичу и количеству ролей, преодолела стремительную, невероятную застенчивость. И тогда включилась природа. Но конечно, то, что я стала женой великого режиссёра и человека, моя любовь и желание соответствовать хоть как-то его уровню, наполняло меня. Я много читала, я серьёзно работала над материалом, я тянулась к его уровню.
- С тех пор было сыграно множество ролей, масса ярких образов и характеров. А бывает так, что сложно отойти от какой-то роли, так проникает она в тебя? Или это просто для профессионального артиста – снял маску и вернулся в свою собственную жизнь?
- Смотря какая роль, в каком жанре ты сейчас на сцене. Приведу пример. Я играла в «Звёздах на утреннем небе» несчастную женщину, алкоголичку, лишённую детей, выброшенную из общества и попавшую на панель. В день спектакля я должна была перемыть в доме все полы, у меня должна была быть физическая нагрузка, чтобы прийти на спектакль усталой. Приходила на спектакль за два-три часа, заходила в подвал театра и сидела там до первого звонка. Мне нужна была темнота и чтобы было тихо… После спектакля Глеб Борисович никогда не заходил ко мне в гримёрку, а ждал в кабинете, потому что мне надо было 15 минут посидеть, закрыв глаза. Меня всю внутренне сотрясало, это правда. Я была вся в нарисованных синяках, грязная от грима, рваные колготки, масляные волосы… В Питере после спектакля ко мне подошёл композитор Левитан и сказал: «Наташ, не позволяй себе выйти с грязными волосами. Вот что хочешь делай». И я после «Звёзд» вымывалась, гримировалась, губы красила, чтобы не дай бог… Из театра я должна была выйти чистой, прибранной, с накрашенными губами, запудренной – не дай бог будет зритель у служебного входа, он не должен меня видеть в образе. Маску сложно надеть, но так же сложно её снять. А вот комедия для меня жанр самый сложный для профессионального исполнения, но для душевного лёгкий. В таком жанре из кожи другого человека мне выйти легко.
- Всё что происходило с театром после ухода из жизни Глеба Борисовича, можно назвать сложным периодом в его истории. В 2012 году вы покидаете театр. С вами уходят ваши единомышленники и ученики. Для вас это было взвешенное решение или эмоциональный порыв? Можно ли было поступить по-другому? Вы говорили тогда, что театр стал для вас чужим.
- Сначала эмоциональный. Но когда была предпринята попытка вернуться в театр спустя несколько дней после всего произошедшего, я поняла – и это стало взвешенным решением. Потому что я увидела глаза людей, некогда мне улыбающихся, а сейчас они не улыбались. Ничего бы не получилось, невозможно было бы продолжить вместе служить театру. Нельзя не по любви. Но время всё расставило по своим местам. Трудно мне было эти девять лет быть рядом с театром и не быть с ним. Но я думаю, что так надо было. Добавлю только, что я не хотела, чтобы уходили эти 20 человек вслед за мной. Но, наверное, если бы они там остались, было бы нехорошо. Могло бы что-то произойти плохое. Жизнь всё расставила по своим местам, всё сделала, как надо.
- Возглавив кафедру актёрского мастерства в Волжском университете им.В.Н.Татищева, вы много времени стали уделять воспитанию нового поколения актеров. Вы знаете ответ на вопрос, зачем сегодня люди приходят учиться актёрскому мастерству?
- Часто молодое поколение приходит неосознанно, не понимая, в какую профессию они вторгаются. Бывают случи, когда осознанно, но это просто один на миллион. Не понимают в силу своей молодости, что это профессия, когда всю жизнь надо держать экзамен. Каждый спектакль – это экзамен. Это профессия смелого человека. Это постоянное преодоление страха. Как сказал Лоуренс Оливье: «Актёр – это постоянное преодоление страха». Доказывать, нравиться, повышать профессиональный уровень, подчинять всю жизнь интересам театра. Всё время трудиться. Потому что это инструмент твой – твоя душа, твоё тело. Инструмент, который требует постоянной тренировки. Поэтому мы и говорим. Что мы не работаем в театре, а служим.
- А есть ли другая сторона процесса, когда вы сами учитесь чему-то во время работы со студентами?
- Они-то живут в другом времени, они воспитаны другим временем, другими ценностями. Хотя есть ценности непреходящие. Но вот я учусь каким-то даже словечкам новым – «троллить», например. Слушаю их музыку, как они танцуют. Они более свободные. Я-то была вообще застенчивая лоухская девушка карело-финская, а они такие свободные, они вроде бы ничего не боятся. Внутренне более свободные, они быстрее адаптируются к обстоятельствам. Наверное, это тоже мне помогает становиться с ними молодой. Они помогают мне не стареть.
- Сегодня вы – художественный руководитель театра «Колесо» им.Г.Б.Дроздова. Как формируется репертуарная политика? Что скажете о труппе?
- В репертуаре должны быть все жанры, на любой вкус зрителя, на сегодняшнее настроение зрителя, на завтрашнее настроение. Но в выборе пьес я очень внимательна. Лучше если это классика – в ней всегда поднимаются самые современные проблемы, изучается психология человека, мотивация поступков. И классика всегда современна. Конечно, в репертуаре должны быть и комедии. Мы должны развлекать, это одна из миссий театра. А как же? Арсенал для детей – нужно воспитывать их на хороших добрых сказках - русских сказках и зарубежных, но хороших, где добро всегда побеждает зло.
В нашей труппе есть ученики Глеба Борисовича, которые работают и сейчас, и успешно работают. Мои ученики разных поколений. И те, кто пришёл из других вузов нашей страны, и мы берём лучших. Мы приглашаем режиссёров – из Москвы, из Арзамаса вот были – и все отмечают, что у нас яркая, сильная, интересная, разнообразная труппа.
- Новый сезон откроет спектакль «Салон красоты, или О чём говорят женщины» в постановке Игоря Касилова. Эту пьесу вы выбрали для своего бенефиса. Очевидно, что тема отношений между мужчинами и женщинами – это вечная тема. Как она будет преподнесена в этот раз?
- Я суеверный человек, мне трудно сказать, каким будет спектакль. Дай бог что всё получится. Но, во-первых, это любимая тема – вечный конфликт и вечная любовь мужчины и женщины друг к другу. Любимая тема Глеба Борисовича Дроздова. Ставит спектакль один из самых наших любимых учеников – Игорь Касилов. Он репетирует восхитительно, в комедии он как рыба в воде, в этом жанре. Причём он выстраивает достаточно точно, жёстко по каркасу. Он говорит, что это математика – репризу выстроить, поведение артиста: точный мизансценический поворот головы, рука, точная подача фразы… Он репетирует настолько талантливо, настолько интересно. Мы все вовлечены в эту работу, все обожаем его, материал, и наши репетиционные часы идут в удовольствие, по любви, как в семье. И мы сами гогочем, как лошади.
- А есть ли роли, которые вы ещё не сыграли, но хотели бы сыграть?
- Я в меньшей степени думаю о себе и в большей степени и очень много думаю о том, чтобы играли артисты нашего театра. Развивались, играли. Я вижу, кто как уже повышает свой профессиональный уровень, на какую планку становится. Для меня важно, как мои артисты любимые. На первом месте – их успех.
- Это позиция худрука или человека Натальи Дроздовой?
- Человека.
- Не знаю, насколько уместен после всего этого вопрос о том, что есть в вашей жизни, кроме театра. Есть ли что-то важнее этого?
- Нет ничего важнее. Театр – это моя самая большая любовь в жизни. Потому что это детище Глеба Борисовича Дроздова. Это всё создано им. Его присутствие я чувствую каждый день. Слава богу, мой любимый сын стал артистом, он в труппе театра – я смотрю, я горжусь им, я радуюсь его успехам. Я радуюсь успехам каждого артиста, росту каждого артиста. Радуюсь, когда артиста любит зритель. Я горжусь каждым человеком, который работает в театре «Колесо». Потому что они для меня родные люди, я чувствую себя мамой.
Подготовила Елена САФРОНОВА
Фото из личного архива Натальи ДРОЗДОВОЙ