размер шрифта:
a
a
a
Изображения:
Скрыть
Цветовая схема:
a
a
a
Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградсkая, 31
Приемная:
+7 8482 555 205
Время работы:
с 9:00 до 18:00
Кассы театра:
+7 8482 551 255
Время работы:
с 9:30 до 19:30
Тройка, семерка и Сен-Жермен. Как пушкинская карта ляжет?
Автор: Надежда Бикулова
Дата публикации: 31.05.2024

"Тройка, семерка и Сен-Жермен. Как пушкинская карта ляжет?"  


В  городской газете "Вольный город" (2024, №20) опубликована статья журналиста Надежды Бикуловой, в которой она делится впечатлениями от премьеры спектакля по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама".


Библиография:


Бикулова Н. "Тройка, семерка и Сен-Жермен. Как пушкинская карта ляжет?" // Вольный город. - Тольятти, 2024, №20 (1506). - С. 12.


Текст статьи:


В завершение театрального сезона «Колесо» представило премьеру: постановку Вадима Данцигера «Пиковая дама». Повесть Александра Пушкина, опубликованная в 1834 году, вдохновила Петра Чайковского на создание одноименной оперы. Да и вообще принято считать ее одним из известнейших произведений. При этом, наверное, учитываются только прозаические.

По социальной значимости она, на мой взгляд, и «Капитанской дочке» уступит. Сравнивать же прозу с поэзией вообще неуместно. Где «Пиковая дама», а где «Евгений Онегин»?!

Но даже название интригует как читателя, так и зрителя. Мистика, азарт, жажда богатства – переплетены вечно притягивающие, волнующие и тревожащие состояния людей всех эпох. Но, по мнению сделавшей сценическую инсценировку драматурга Ольги Михайловой, современники не нашли ничего экстраординарного в сюжете повести, написанной в целом живым и выразительным языком, с узнаваемыми персонажами.

Для нас же, обитателей двадцать первого века, пожалуй, именно персонажи в диковинку. Как, впрочем, и сюжет. Постановщик еще в начале работы озвучил свою цель:





Я хочу рассказать историю. Ведь, кроме названия, которое у всех на слуху, мало кто из современной молодежи может внятно изложить сюжет. Постановка рассчитана на старшеклассников, посещение – по пушкинской карте. И хочется надеяться, что после просмотра спектакля многие захотят взять в руки книгу и прочитать первоисточник...




Ольга Михайлова считает, что театрализация позволяет использовать больше выразительных средств. И вот с ними-то расстарались. Одно дело раскрыть книгу и читать размеренный старомодный текст, начинающийся эпиграфом из «Новейшей гадательной книги»:

– Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.

Также и каждая главка начинается со своего эпиграфа, и все они, хоть и малопонятны, введены в действие. А тот, что предваряет первую главу, положили на музыку Алексея Пономарева и превратили в романс, звучащий несколько раз:

А в ненастные дни

Собирались они часто.

Гнули, Бог их прости,

От пятидесяти на сто.

И выигрывали, и отписывали мелом.

Так в ненастные дни

Занимались они делом.

Но с такой скуки спектакль для молодежи разве начнут? Надо сказать, персонажей, вылезших из-под сцены в прологе, я сразу окрестила фантомасами.

Режиссер не объяснял, кто это и зачем. Актерам нелегко дышать, танцевать и разговаривать в резиновых масках на всю голову.

– Они – прислужники Сатаны, черты лысые, – такая прозвучала гипотеза.

А прислуживают они персонажу, который сделан сквозным и мифическим организатором этих странных событий, завязанных на карточной игре.

– Это история про алчность, про то, что деньги стали целью и смыслом жизни, в итоге привели к помешательству, – так свое понимание определила Ольга Михайлова.

И тогда воплощение зла, инфернальная сущность – Сен-Жермен. Граф жил в 18 веке, но появлялся и в 19-м, и даже вроде в 20-м. Был сказочно богат и наделен уникальными способностями. Именно он является автором выигрышной комбинации карт – тройка, семерка, туз. А также различных острот, которые у него сплагиатил Калиостро.

Например, в фильме «Формула любви» по повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» слуга на вопрос о возрасте хозяина говорит:

– Понятия не имею, я ведь служу у него всего триста лет.

Эта острота возвращена авторами постановки первоисточнику. Ведь Сен-Жермена, в отличие от Калиостро, так и не разоблачили. Он якобы не менялся внешне и вполне искренне спохватывался, проговорившись:

– Я всегда говорил Христу, что он плохо кончит...

Кто-то считал и считает Сен-Жермена авантюристом и шарлатаном, а Елена Блаватская поклонялась ему, называла основателем теософии, инкарнацией высшего существа.

Вот такая непростая роль досталась актеру Егору Дроздову. При этом самая замечательная часть этой роли прошла в... зеркале.

Действительно, как обойтись без зеркала, если речь о Пиковой даме?! Уже в нашей современной гадательной книге написано, как можно ее вызвать. В полночь красной помадой на зеркале начертить лестницу и дверь сверху. А потом, глядя в него, произнести трижды:

– Пиковая дама, явись!

Жуть! Не знаю, являлась ли кому, я лично не пробовала.

В зеркале, которое на сцене представляет некая сложная современная технологическая конструкция, образ Сен-Жермена – Дроздова не произносит ни слова. Но его загадочный взгляд и скользящая легкая улыбка притягивают внимание, вызывают опасение и вопрос:

– Ты ли тот, кто вечно хочет зла и совершает благо? Или, скорее, наоборот...

Тут ведь смотря чем считать богатство – злом или благом. Для доброй и благочестивой жизни, для избавления об унизительной бедности хочет денег главный герой – Герман. Прекрасно в эту роль вписался Игорь Супрунов. Он кажется поначалу робким, раз избегает делать ставки в карточной игре:

– Я не могу рисковать необходимым ради возможности получить избыточное.

Но, узнав тайну трех карт, ведет себя вполне решительно и смело. Влюбляет в себя бедную воспитанницу старой графини Лизу, проникает в дом и не впадает в отчаяние от вида умершей старухи.

Роль графини Анны Федотовны, конечно же, исполнила народная артистка Наталья Дроздова. Удивительно: на встречу со зрителями тотчас после спектакля актриса вышла без грима, помолодев сразу лет на сорок. Ее персонажу более «осьмидесяти» лет, и веришь этому: и шаркающей походке, и дрожащим рукам, и неожиданно жестко звучащему при этом волевому голосу.

Она вроде бы эманация зла, ожившая пиковая дама. Ради денег отказалась в свое время от любви, что, впрочем, не помешало иметь четырех сыновей. Но мы видим или догадываемся, следя за сюжетом, что единственная ее любовь – сам Сен-Жермен! Продала ли она душу дьяволу? Ведь после единственного спасительного выигрыша была верна клятве и не брала в руки карт никогда.

Да и какой любвеобильности следует требовать от столь пожилой особы? Строга к воспитаннице? Так для ее же блага! Лизу играет молодая актриса Арина Шевлягина, и ее роль в спектакле впечатляет нюансами гораздо больше, чем скромный малозаметный персонаж в оригинале повести.

– Она какая-то не слишком беззащитная получилась, – отметили зрители.

Арина еще исполняет и графиню Анну Федотовну в молодости, этакую рыжую бестию, покорившую Париж и снискавшую прозвище «московская Венера». В видоизмененном инсценировкой варианте сюжета Лиза получает в финале тайну трех карт, и ее ждет повторение судьбы старой графини.

Не знаю, насколько понятен будет сюжет, оригинальный или даже обновленный, тем школьникам, что придут по пушкинской карте на этот спектакль, столь щедро использующий сценические выразительные средства. И эти лысые танцующие фантомасы, и зеркало, не только отражающее, но и транслирующее, в котором возникает образ второго «я» скромной Лизы – в виде дамы-вамп из фильма ужасов, впрочем, говорящей вполне дельные вещи. И огромная сияющая люстра, которая, спускаясь, обращается в игральный стол.

Может быть, история не только и не столько про ведущую к безумию алчность? Ведь звучит из уст одного персонажа, правда, не делающего крупных ставок:

– Люблю выигрывать, но еще больше люблю проигрывать!

Жгучий азарт не дает остановиться, появляется необъяснимая простой потребностью в финансах зависимость. Игромания, вполне современное понятие. Но при чем здесь дьявол?

А настоящая история, кстати, которая является предысторией «Пиковой дамы», автора довольно своеобразно характеризует. Мы знаем, что он сам был тот еще картежник и оставил большие долги, которые за него оплатил Николай Первый.

Но и своей популярной повестью, по сути, отомстил конкретной женщине – княгине Наталье Голицыной. Это она блистала в Париже под прозвищем «московская Венера», хотя не была красавицей, судя по ее портретам и уже местному прозвищу «усатая фея». Да и характер у нее к старости стал, надо думать, не мед.

Но еще за много лет до написания «Пиковой дамы» юного выпускника лицея Наталья Петровна приютила в своем доме. Который до сих пор называют домом пиковой дамы, но стоит он, что интересно, не в Москве, а в Санкт-Петербурге, на улице Малой Морской под номером 10.

Вскоре она выгнала из этого дома будущего гения, так как повеса бессовестно волочился за всеми молодыми служанками. Вот и припомнил давнюю обиду уже прославленный поэт, услышав от дальнего родственника княгини Голицыной эту самую историю: про парижский проигрыш и тайну Сен-Жермена. Даже карты были именно эти: тройка, семерка, туз.

Забавная история, или, как говорили в те времена, анекдот. А спектакль вышел яркий, динамичный, немного диковатый из-за не соответствующих эпохе бальных танцев в стиле джаз. Так решил подчеркнуть некое безумие происходящего режиссер по пластике Ярослав Францев.