размер шрифта:
a
a
a
Изображения:
Скрыть
Цветовая схема:
a
a
a
Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградсkая, 31
Приемная:
+7 8482 555 205
Время работы:
с 10:00 до 18:00
Кассы театра:
+7 8482 551 255
Время работы:
с 10:00 до 20:00
Валерия Логутенко - 85 лет
Автор: Театр "Колесо"
Источник: Театр "Колесо"
Дата публикации: 20.09.2024

Сегодня, 20 сентября, мы вспоминаем замечательную актрису, «народную бабушку тольяттинской сцены», как её часто называли, Валерию Константиновну Логутенко.


Она родилась в этот день 85 лет назад в 1939 году в Сталинграде (сейчас – Волгоград). В 1943 году Сталинградский театр юного зрителя, в котором служила актрисой её мама, Тюрина Лидия Андреевна, эвакуировали. Маленькая Лера постоянно теряла сандалики, и маме, которая несла ещё младшую сестрёнку Леры, приходилось останавливаться и ждать. Поэтому, когда Лидия Андреевна с тремя дочерями вышли к Волге, паром уже отплыл. Они стояли и смотрели, как он удаляется от берега. А потом они увидели, как в этот паром попала бомба.


Эти и многие другие воспоминания Валерия Константиновна хотела собрать в книгу, посвященную своей маме, заслуженной артистке Татарской АССР, а также своему отчиму, народному артисту РСФСР, лауреату Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского Провоторову Николаю Сергеевичу, «лучшему Ленину провинциальной сцены».


Валерия Константиновна начала свою творческую карьеру на сцене Казанского драматического театра имени В.И. Качалова. Она окончила драматическую студию при Казанском ордена Трудового Красного Знамени драматическом театре им. нар. арт. СССР В.И. Качалова. Играла на одной сцене вместе с мамой, отчимом, сёстрами. Первый срочный ввод в спектакль у неё получился, когда заболела её мама, игравшая Флёну в спектакле «В лесах» по Мельникову-Печерскому. А Валерия Константиновна смотрела все «мамины» спектакли и знала наизусть все её роли. Вот и сыграла Флёну.


После Казани были театры Ростова-на-Дону, снова Казани, Кишинёва, Краснодара, где она познакомилась со своим мужем, Валерием Константиновичем Логутенко, вместе с которым они приехали в 1991 году в Тольятти. И остались здесь жить и творить.


В работах над ролью Валерия Константиновна была такой актрисой, которые идут к своему персонажу постепенно, взращивают его, «набирают», и к премьере этот персонаж оживает, расцветает и с каждым следующим спектаклем обретает новое звучание. В отношении к профессии Валерия Константиновна была актрисой «старой школы». Она приходила в театр заранее, настраивалась на спектакль. Говорила, что ей иногда нужно посидеть в пустом зале перед спектаклем, подумать, чтобы «настроиться» на роль.


В Тольятти Валерия Константиновна сыграла около тридцати ролей в театре «Колесо», среди которых: Аграфена Кондратьевна (А.Н. Островский «Банкрот»), синьора Монтекки (У. Шекспир «Ромео и Джульетта»), миссис Хардкасл (О. Голдсмит «Ночь ошибок»), Эбби (Дж. Кессельринг «Мышьяк и старинное кружево»), Бабка, мать Тимофея (С. Лобозёров «Шизики-френики»), Бабушка (Е. Шварц «Снежная королева»), Анна Николаевна (Н. Коляда «Корабль дураков»), Варвара Волкова (А. Галин «Конкурс»), Анфуса Тихоновна (А.Н. Островский «Волки и овцы»), Памела Кронки (Дж. Патрик «Дорогая Памела»), Маканя (Л. Улицкая «Русское варенье») и другие. И около десятка – в Молодёжном драматическом театре: Старуха (Ф. Ридли «Брокенвилль»), Лошадь (М. Ладо «Очень простая история»), Она (Н. Коляда «Старая зайчиха»), Ольга Ивановна (А. Коровкин «Около любви»), тётя Матильда (А. Касона «Дикарь»), мадам Помрей (Э.-Э. Шмитт «Тектоника чувств») и другие.


Кроме ролей в театре у Валерии Константиновны и Валерия Константиновича был проект на радио под названием «Сказки бабушки Леры и дедушки Валеры».


В интервью, приуроченном к её семидесятилетнему юбилею и опубликованном в газете «Вольный город», Валерий Константинович рассказал, что 



она мечтала о долгожительстве в творчестве. Её мама в 68 лет ушла со сцены. И Валерия мечтала доработать хотя бы до маминых лет. А сегодня ей семьдесят – и она на сцене, её любят!


Валерия Константиновна выходила на сцену и в семьдесят один, и в семьдесят два, и в семьдесят три. И в любом возрасте её любили и зрители, и коллеги. В 2012 году она получила диплом лауреата «за лучшую женскую роль в драматическом театре» губернского конкурса «Самарская театральная муза – 2011» за роль Макани в спектакле театра «Колесо» «Русское варенье» и признана лучшей актрисой сезона в театре «Колесо» по результатам зрительского голосования.


Валерии Константиновны не стало рано утром 21 сентября 2013 года, на следующий день после её 74 дня рождения…


Театр – это искусство мгновенное, сиюминутное, в этом и состоит его волшебство. Недаром говорят, что не бывает двух одинаковых спектаклей. Каждый раз спектакль играется по-разному, рождается заново. Спектакль – это то, что невозможно сохранить, взять, потрогать. Спектакль – его можно только почувствовать, прожить.


И что остается от актёров, когда они уходят? Фамилии на афишах и в программках, фотографии, видеозаписи. Видео не передаёт того, что ощущает актёр на сцене и зритель – в зрительном зале.


Но самое главное – остаётся то, что так же нельзя потрогать руками.


Остаются воспоминания. Воспоминания близких, детей, внуков, коллег, которым посчастливилось играть вместе, и зрителей, которым посчастливилось видеть Валерию Константиновну на сцене.


Наталья Дроздова, народная артистка России, художественный руководитель театра «Колесо» имени Г.Б. Дроздова:



В театре «Колесо» в начале девяностых была очень молодая труппа. Глеб Борисович искал возрастную актрису. И вдруг в театр постучалась пара – Валерий Константинович и Валерия Константиновна Логутенко, муж и жена, актёры из Краснодарского театра. У Валерии Константиновны был значительный каскад возрастных ролей: и сказочные бабушки, и добрые деревенские старушки, и добрые тётушки в «светских» спектаклях. Она была очень харизматичной актрисой с особым, заразительным смехом, порой нелепая, но в то же время очень милая, очень обаятельная, добрая. В жизни Валерия Константиновна была совершенно другой человек, сильная, волевая женщина. Любила носить шляпки, делать макияж – этакая дама. Хорошая русская актриса с хорошей театральной школой, школой правды на сцене, правдой эмоций.


Елена Радионова, актриса театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова:



Мне посчастливилось работать с Валерией Константиновной в спектаклях "Шизики-френики", "Кукла для невесты", "Волки и овцы", " Ночь ошибок", "Банкрот" и во многих других. Была с ней в пару на одну роль – в "Лесе" Островского, где мы играли Улиту. Ещё будучи студенткой, я засматривалась на её игру. В спектакле " Шизики-френики" я однажды даже забыла, что я на сцене, и просто наблюдала за её игрой.


Валерию Константиновну всегда отличали интеллигентность, сила, филигранное владение своим актёрским амплуа и точность в изложении образов. Все знали Пельтцер, Спиранскую, Соколову как лучших бабушек страны, а я смело могу поставить в один ряд с ними и нашу горячо любимую Валерию Константиновну – лучшую бабушку тольяттинской сцены!


Я помню её историю, которую она мне рассказала. Она была в паре на главную роль. Но премьеру должна была играть другая актриса. Но Валерия Константиновна всё равно пришла в театр, переоделась, загримировалась и спряталась в кулисах. И вот когда прозвучала реплика на выход их персонажа, она первая выскочила на сцену и так сыграла премьеру!


Андрей Амшинский, актёр театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова:



Действительно открытый, весёлый, с юмором человек. Потрясающая женщина, добрейшая женщина, очень тактичная. Ну, а как профессионал – это было что-то! За ней всегда было интересно наблюдать: как она работала, как она импровизировала, как она вообще относилась к роли, к любой роли, кого бы ни играла.


Когда я пришёл в театр, она в основном играла таких уже старушек, как бы бабушек, и эти роли были потрясающие. Она всю любовь, нерастраченную, наверное, всю любовь к людям она переносила в эти роли. И это чувствовалось, это было видно, это было очень душевно и тепло.


Я считаю, таких актрис на данный момент очень мало и редко встретишь, особенно таких возрастных. И для молодых актрис было, чему поучиться у неё. Опять же, повторюсь, это очень светлый человек и прекрасная, талантливая, замечательная актриса.


И всегда, когда её вспоминаешь, с каким-то теплом душевным. Кроме как света, добра и любви, на ум ничего не приходит. Таких актрис мало, очень мало. Это действительно, как я считаю, русская театральная школа. Прямо вот такая, из истоков русской школы актриса. Это то же самое, что взять, допустим, в Ленкоме Пельцер была, Гоголева, опять же, актриса. Или Фаина Раневская в своё время. И вот Валерия Константиновна, она находится в том же ряду. Несмотря на то, что это провинция, несмотря на то, что это периферийный театр, она, я считаю, была в одном ряду с этими великими актрисами. О ней можно говорить только в таком светлом, душевном ключе.