касса театра: +7 8482 551255

Версия для слабовидящих
забронировать билет

касса театра:

+7 8482 551255

IMPRESSIONE – ВПЕЧАТЛЕНИЕ по горячим следам/Евгения Юхнович, ветеран АвтоВАЗа

В прошлую пятницу, в Татьянин день, 25 января 2019г., в рамках  юбилейного  празднования 50-летия  АВТОВАЗА,  театр КОЛЕСО  предложил  театральной общественности города  свою премьеру - спектакль «КОЛЁСА», поставленный по пьесе «FIAT LUX” ( в переводе с латинского «ДА БУДЕТ СВЕТ!»), победившей в конкурсе   молодых дарований нашего города. 

53 года назад,  в самом начале проекта создания автозавода,   наши итальянские партнёры уже в Турине предложили назвать Генпроект: “FIAT – VAZ”. В этом простом,  чисто технически-деловом названии, помимо  официального обозначения самого проекта, был  заложен важнейший идеологический посыл: “ДА БУДЕТ ВАЗ!”.  И быть бы ему вечно,  как   было задумано даже не нами… .

“Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними” - так говорили в древнем Риме. Однако нам всегда хочется заглянуть в то далёкое прошлое, оживить в нашей памяти значимые события  и тех людей, с которыми  мы трудились рядом, кого любили и уважали, с кого брали пример, у кого учились, и кому подражали, желая быть похожими на них.

Поэтому премьеру “КОЛЁСА”  можно назвать “окном в прошлое”.        Как одно мгновение  пролетели 90 минут спектакля – и вот уже зал  взрывается аплодисментами, которые не смолкают долго-долго, становясь овациями до тех пор, пока уставшие кланяться актёры не покидают сцену.

Я –простой зритель, один из сотен: спектакль окончен, а тебе хочется продолжения, но “машина времени” – “Копейка”  – уже вернулась   за кулисы, снова став реквизитом;   окно в прошлое закрылось. 

И я  вижу седые головы своих знакомых ровесников, которые только что неистово, стоя аплодировали создателям спектакля и  своему прекрасному прошлому, своим героям и воплощению их подвига, имя которому ВАЗ. Поэтому хочется говорить возвышенно, с благодарностью.

Вот первое моё впечатление по возвращении домой, отправленное в виде телефонного сообщения  только Директору театра “КОЛЕСО” - Я.Н.Незванкиной:

«Янина Николаевна, спасибо Вам и театру КОЛЕСО за праздник, за пир ветеранской души, за всеобщее ликование зала, за восторг, какого давно не испытывали наши земляки! Спасибо за наши слёзы и за врачующий катарсис. С благодарностью Е.Юхнович” .

Кому-то это покажется  игрой воображения, потом  найдутся тонкие критики, знающие как,  и умеющие задним числом  очернить то светлое, что возникло в наших благодарных душах за деликатный  помин наших невыдуманных героев, за неискаженный образ нашего первого Генерального.

Сотни глаз с особым напряжением следили за актёром А.Чураевым,  за каждым его словом и  интонацией, за каждым движением и  жестом, боясь  увидеть фальшь, несоответствие образу нашего абсолютного лидера, В.Н. Полякова. Всё было настолько  достоверно, что пришла в голову мысль: “Скромное величие Короля”, каковым  был и остаётся в нашей ветеранской памяти Виктор Николаевич – один из немногочисленных  “Королей мирового  автомобилестроения”.   

 Как известно – “короля играет свита”. И “свита”  была в игре, И это воспринималось как блестящая находка режиссера  Владимира Рузанова -  показать умение Полякова руководить людскими массами.  На сцене не было “руководящих разгонов”, но в игре актёров присутствовала мгновенная реакция и готовность к  исполнению   всех поручений Генерального.

Нет, не было на сцене ни одного совещания с присутствием порядка 40 человек обычного состава ведущих руководителей строящегося завода. Вместо этого на заднем экране шли, знакомые до сердечной боли, кадры хроники строительства и запуска завода. Там были и совещания разного  уровня, и собрания, и митинги с выступлениями В.Н.Полякова и других руководителей завода, и правительственные делегации.  И  даже  лицо нашего первого президента Советского Союза,  уходящего в небытие. Кадры хроники – неподкупный свидетель трудового подвига десятков тысяч творцов автогиганта и нашего города.

Только у самого Виктора Николаевича  была не “свита” из молоденьких девушек,  а  Генеральная Дирекция, состоящая из опытнейших руководителей зрелого возраста, приглашенных из разных промышленных  отраслей и учреждений  Советского Союза. В его непосредственном распоряжении находился также высоко- профессиональный состав помощников,  в том числе Елена Павловна Наумова, которая  до приезда вместе с В.Н.Поляковым в Тольятти проработала с ним в качестве    референта многие годы в Москве.     Среди тех, кто обеспечивал  работу Дирекции была канцелярия, секретари  с большим опытом работы и с юридическим высшим образованием. Работать рядом с Поляковым могли только профессионалы – дилетантов он не терпел.

Все это давно описано  в многочисленных книгах по историографии АВТОВАЗа разными авторами: историками завода: А.А.Шавриным, А.Е.Степановым, учеными, профессорами и академиками от  истории, профессиональными писателями, журналистами, Техническим Директором ВАЗа,  Евгением Артёмовичем  Башинджагяном в его книгах, и многими другими соратниками,  в том числе и супругой В.Н.Полякова, Татьяной Николаевной .Даниловой-Поляковой.

Её   книга  “ПЕРЕЖИТОЕ Письма мужу”, с огромным количеством фотографий и документов,  содержащая  никому ранее не известные сведения  из семейной хроники и множество диалогов и “прямой речи”,  уже   сама по себе могла бы стать сценарием к спектаклю или кинофильму, как ей мечталось после ухода её мужа.  Книга уже стала бестселлером нашего читателя и частью истории не только ВАЗА и Тольятти, но и нашей страны.

Теперь эта история  приобретает иной формат – театральный, в котором  с античных времен  “ прописаны “  свои законы, правила игры и  прямого общения актера со зрителем “здесь и сейчас”.  Если ты переступил порог театра и сдал   пальто на вешалку - ты уже зритель.  Даже если во время спектакля кому-то покажется, что некоторые сцены  суетливы или изобилуют экзальтацией, объясните это нестареющим призывом Великих из мира театра: “Лучше переиграть, чем …”         

Не берусь предположить, что чувствовала бы  Татьяна Николаевна, человек из мира театра и тонкий его знаток с самой юности,    будь она  в день своих именин на спектакле, в котором  главный герой её  “Витя” и она сама рядом с ним. ….

 Я же, храню в себе  чувство  благодарности ко всем устроителям  увиденного на сцене действа.    
IMPRESSIONE – ВПЕЧАТЛЕНИЕ по горячим следам/Евгения Юхнович, ветеран АвтоВАЗа
Отправляя данные, вы даете согласие на обработку персональных данных
Отправляя данные, вы даете согласие на обработку персональных данных